Забытые мелодии деревни Анташей
За последние 60 лет с карты Нижнеудинского района исчезли десятки населенных пунктов. Небольшие деревеньки, лесные участки, заимки – их названия помнят сейчас разве что старожилы, да, пожалуй, еще краеведы. Много таких заброшенных деревушек и в Щебертинской округе. Вот почему педагоги и ребята из поискового отряда Щебертинской школы «Стриж» задумали проект «Забытая деревня», который призван собрать по крупицам историю этих деревушек, историю их малой родины. В июле поисковики установили памятный знак в заброшенной деревне Сурхово, а теперь решили таким же образом увековечить память деревни Анташей.
Инициаторы проекта
От Нижнеудинска до Шеберты, самого восточного села в нашем районе, чуть больше часа езды на электричке. Здесь мы встретились с педагогом Еленой Морозовой, одним из инициаторов проекта «Забытая деревня». Вместе с Еленой Леонидовной, а также активистом шебертинских «стрижей» (ныне студентом нижнеудинского железнодорожного техникума) Ильей Еремичем и десятиклассницей нижнеудинской школы № 9 Анной Ивановой, мы едем в Даур. Преодолеваем путь в 20 км по порядком раскисшей после сильных дождей гравийке.
В Дауре нас ожидает педагог шебертинской школы Евгений Беляев, руководитель шебертинских поисковиков, главный «двигатель» проекта «Забытая деревня», а по совместительству и руководитель нашей экспедиции. Пока мы укладываем вещи в «уазик» Евгения, он рассказывает нам о своем детище.
– Сам проект мы задумали еще зимой. Собирали материал, опрашивали людей, готовились. А с начала лета приступили к его осуществлению. Вы только подумайте, сколько за последние десятилетия в наших краях исчезло деревень, заимок, участков. И с каждым годом все меньше и меньше остается людей, которые могли бы рассказать об этих населенных пунктах, о людях, которые там жили. А молодежь – та зачастую и совсем не знает, что существовали на нашей земле такие деревеньки, как Анташей, Сурхово, Уют, Золотинка, Малиновка или Выдумка. Не знают ребята и о том, что предки многих из них родом как раз из таких деревенек. Вот мы и решили восполнить этот пробел. В июле мы уже поставили памятный знак на месте, где когда-то стояла деревня Сурхово. Это, так сказать, была проба, «обкатка» нашего проекта. Все у нас получилось отлично, и теперь мы решили сделать то же самое в Анташее.
Разбитая дорога
До Анташея всего 12 км пути, но зато какого! Добраться туда можно только по разбитой лесовозной дороге. Раньше здесь жили люди самых разных национальностей, но многие анташейцы были переселенцами из Украины. Вот и славилась деревенька когда-то своими мелодичными песнями, в которых задушевные украинские напевы гармонично переплеталась с удалой сибирской песней. 60 лет назад, в 1956 году, Анташей признали «неперспективным» и закрыли. Кто-то из жителей деревни перебрался в соседний Даур, кто-то переехал в Шеберту, а кто-то из анташейцев вернулся и на Украину. С тех пор прошло уже более полувека, от деревеньки в несколько десятков домов практически не осталось и следа…
По дороге мы делаем остановку у стана табунщиков. Здесь, в нескольких километрах от Даура, на таежных полянах и болотцах, а порой и просто в лесу, пасется табун лошадей голов в триста. Это хозяйство сельхозпредприятия из соседнего Тулунского района, которое арендует здесь выпасы. Табунщики, а их всего три человека, работают посменно, вахтами по десять дней, и практически все лето живут среди лесов и болот в небольшом вагончике, изредка выезжая на «большую землю», чтобы пополнить запас продуктов. Один из них, житель поселка Килим Артем Акимов охотно принимает участие в проекте шебертинских поисковиков и всегда готов оказать им любую помощь. Вот и сегодня он решил присоединиться к нам, пускается на своей каурой лошадке Раде вслед за нашим «уазиком».
Еще минут сорок «уазик» Евгения скачет, пробирается, а порой кажется, что плывет по лесовозной трассе, и вот мы на месте. Заросшая травой поляна с километр в диаметре, в живописном обрамлении величавых сосен и кудрявых березок – это и есть цель нашей мини-экспедиции – место, где когда-то стояла деревня Анташей. Свидетельств того, что здесь почти полвека жили люди, сохранилось до нашего времени не так уж и много. Островки малинника, смородины и бузины, торчащие в нескольких местах полуистлевшие столбы, остатки каких-то изгородей и строений, небольшие ямы – это все, что осталось от человеческого поселения в несколько десятков домов и сотни жителей. Разбиваем лагерь и начинаем подготовку к установке памятного знака – столба с прикрепленной к нему табличкой с названием деревни.
Пока Елена Морозова с Аней Ивановой занимаются нашим биваком, мы с Евгением, Ильей и присоединившимся к нам Артемом готовим столбик и копаем яму. Полушутя, полусерьезно Евгений предупреждает нас о мерах безопасности.
– В этих местах в лес лучше по одному не ходить. Медведей в этом году здесь очень много. Чтобы на людей нападали, такого не было, но надо соблюдать осторожность.
В подтверждение его слов, совсем рядом с нашим лагерем мы наткнулись на полностью разоренный косолапым «хозяином» здешних мест муравейник и его совсем свежие следы. После такого открытия желание побродить в одиночестве по окрестным лесам у нас как-то пропало. Тем временем работа движется к завершению. Подготовлен двухметровый столбик с перекладиной, к которому Евгений и Артем прикрепляют металлическую дощечку с надписью «Анташей». И вот наступил торжественный момент – мы устанавливаем на небольшом взгорке памятный знак. Теперь каждый путник, которому доведется побывать в этом месте, будет знать, что здесь когда-то жили люди, жила деревня Анташей. Несколько фотографий на память, и можно немного отдохнуть.
Местные легенды
За обедом с гречневой кашей, ставшей у шебертинских поисковиков уже традиционной, и чаем с травками Евгений и Елена рассказывают нам истории и легенды о здешних местах.
– Анташей был основан в начале прошлого века. Сперва как заимка, а позже как Даурский выселок. С тридцатых годов, а особенно после войны, сюда на жительство привезли много спецпоселенцев, ссыльных. В основном из Западной Украины. Тут было отделение колхоза, лесной участок. Поля вокруг расчищали, скот держали. В ту пору в Анташее было десятка три жилых домов и около ста жителей. Примерно в километре от деревни еще сохранилось старое кладбище, но мы туда сегодня не пойдем, мишка где-то вокруг ходит. А в 1956 году, после того как многие ссыльные вернулись в родные края, деревню решили закрыть. Те жители, кто не уехал на родину, перебрались в соседний Даур или Шеберту. Нам удалось найти несколько коренных анташейцев среди старожилов, но ведь с тех пор прошло уже шестьдесят лет, потому не осталось ни фотографий, ни архивных документов, лишь воспоминания очевидцев. А потомков анташейцев по нашим краям живет много: Барковы, Чернега, Осокины, Кравчуки, Зарянко, Лебедевы, Хлевнюки, Трофимчуки, Болотины.
Полвека существовала деревенька. Полвека – это два человеческих поколения. И все эти годы тут кипела жизнь, на этой земле люди работали, радовались, горевали, пели, растили детей, встречали праздники, умирали. Для нас – это уже история. Немного сохранилось в памяти людей с той поры, но несколько легенд об этой деревне ходит среди жителей шебертинской округи и до сих пор.
Старики рассказывали, что многие анташейские хозяева вставляли свиньям в нос золотые кольца, чтобы те меньше рылись в земле и нагуливали больше веса. А золотые – потому что только золото или серебро не вызывают отторжения у живого организма. Потому и сало анташейское славилось на всю округу. Правда это или нет, сейчас сказать трудно, но вот то, что по местным ручьям и речкам в прежние времена старатели-любители мыли золото – факт общеизвестный.
Серебряный ключ
И еще одна местная легенда связана с «драгметаллами». Евгений рассказывает нам о Серебряном ключе, что бил когда-то на анташейском выселке, в километре от деревеньки, в так называемом Старом Анташее. Для всех своих нужд местные жители пользовались только этим ключом, вода в котором была небесно-голубого цвета. Кто-то из ссыльных выяснил, что она очень насыщена ионами серебра, вот ключ и прозвали Серебряным. Что интересно, сохранилось предание, что анташейцы, которые употребляли воду только из этого родничка, никогда не болели болезнями желудка.
Эта легенда, рассказанная Евгением у походного костерка, очень нас заинтересовала. И мы решили найти этот Серебряный ключ. Сказано – сделано, недолгие сборы, и мы уже на лесной дороге, идем к Старому Анташею. Надо сказать, что местность вокруг вообще очень интересная. Местные жители называют ее аномальной зоной или «бермудским треугольником». Та же дорога, по которой мы идем, почти красного цвета, и в контрасте с изумрудной зеленью леса кажется нереальной.
– Красную глину тут специально раньше добывали, – рассказывает Евгений. – Здесь недалеко есть старые карьеры, если хотите, я вам позже покажу. А еще у нас тут есть и белая, гончарная глина, и месторождения редкой лечебной синей глины. Эта земля таит в себе множество богатств, да и тайн она хранит, пожалуй, не меньше.
Вот и небольшая полянка у дороги – Старый Анташей. Рассыпавшись по ней цепью, мы начинаем поиски заветного ключа. Наконец, совместными усилиями в заросшей глухим кустарником низинке мы находим воду. Нам понадобилось еще около часа, чтобы с помощью лопат убрать толстый слой дерна, и на наших глазах происходит настоящее чудо – из-под земли, сперва несмело, а затем все сильней и сильней начинает бить струйка воды. После многих лет забвения, с нашей помощью, Серебряный ключик вновь родился. Мы расчистили вокруг него место, обложили плитняком, которого здесь вокруг в избытке. И даже попробовали на вкус его щемяще холодную и, правда, чуть голубоватую на цвет воду. Евгений и Елена обещают, что обязательно обустроят с ребятами это место, чтобы каждый проезжающий мимо путник мог здесь отдохнуть и напиться чистой, холодной воды из целебного Серебряного ключика.
А тем временем природа раскатами грома и плотными свинцово-сизыми тучами, затянувшими все небо, предупреждает о том, что нам пора в обратный путь. Ну что же, до свидания, Анташей. Когда-нибудь мы обязательно сюда еще вернемся – послушать твои забытые мелодии, которые вновь ожили, вновь зазвучали, благодаря поисковикам из Шебертинской школы и их руководителям, настоящим энтузиастам и романтикам, Евгению Беляеву и Елене Морозовой.