Муниципалитеты просят помощи
Вице-спикер Законодательного Собрания, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров недавно вернулся из поездки по Усть-Ордынскому Бурятскому округу, интересы которого он представляет в областном парламенте.
– Какие впечатления от поездки?
– Честно говоря, не очень приятные, – признался Кузьма Романович. – У всех муниципалитетов, где довелось побывать, а я кроме своего округа прихватил еще Заларинский и Черемховский районы, одна проблема – нехватка финансовых средств. Нет денег на зарплату работникам культуры, нечем покрыть долги по ЖКХ. Все деньги с четвертого квартала перетащили на третий и теперь не знают, как будут завершать год. Только что, перед вашим визитом, был у меня глава поселка Бильчир. Жаловался: за неуплату отключили электроэнергию в доме культуры и борцовском зале. А в том зале занимаются три десятка подростков и около двадцати взрослых. А какие могут быть занятия без света, тем более сейчас, когда темнеет рано. Задолженность 70 тыс. рублей, а на счету у администрации ни копейки.
– Недавно с аналогичной просьбой о финансовой помощи обратились к председателю Законодательного Собрания Сергею Брилке главы муниципальных образований Эхирит-Булагатского района. Какова позиция законодателей?
– Проведение уже на сентябрьской сессии корректировки областного бюджета и выделения территориям дополнительных ассигнований. Такая возможность, как заявляет налоговая служба, у правительства есть. Сегодня, и это отрадный факт, мы идем со значительным опережением по сбору основных налогов в областной бюджет и в силах поправить ситуацию в муниципалитетах. А там требуются деньги не только на покрытие долгов, но и на ремонт дорог, на обеспечение питьевой водой.
– Кстати, о воде. В прошлом году от ее нехватки очень страдал Баяндаевский район. Нынче ситуация улучшилась?
– Действительно, прошлый год выдался для района очень тяжелым. Из-за засухи вода ушла из скважин. Этим летом получше, были выделены деньги на бурение трех скважин. Хотя нельзя сказать, что проблема с водой окончательно решена. Водный дефицит испытывает не только Баяндаевский район, но и Боханский, и Аларский. Проблема с питьевой водой – на контроле, и мы постоянно ставим перед правительством вопрос об увеличении денежных средств, выделяемых на бурение артезианских скважин и закупку для муниципалитетов водовозных машин.
– На рассмотрение вашего комитета поступил закон, касающийся деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области. Но ведь практически аналогичный закон действовал предыдущие три года и был отменен нынешней весной. Какой смысл был его отменять?
– Ему на смену пришла так называемая ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная система, которая запущена по всей России полтора года назад. Эта система дает возможность учитывать всю древесину, заготовленную на делянах и вывезенную из леса. Заготовители должны представить декларацию: столько-то заготовили, столько кубов продали, и сдать декларацию в министерство лесного комплекса. По этим декларациям отслеживается движение леса. И покупатель должен декларировать: где купил, сколько и куда повез.
– А под силу ЕГАИСу выявить незаконно заготовленную древесину?
– Пока это не подтверждается фактами. За полтора года действия данной системы не зафиксировано ни одного случая незаконных рубок на территории нашей области, хотя мы прекрасно знаем, что черные лесорубы своей деятельности не прекратили. Слабость ЕГАИСа в том, что она не включает в свой контроль пиломатериалы. Обещают включить со следующего года 24 позиции первичной переработки древесины. Это, наверное, повысит ее эффективность, но я сомневаюсь, что она пресечет незаконные заготовки леса. Как сказал однажды глава Россельхоза, вся легализация незаконно заготовленной древесины происходит в пунктах приема и отгрузки древесины, которых ЕГАИС не касается. Там корень зла.
– Но почему этот корень не уничтожил ранее действующий закон о деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, грозящий довольно суровыми штрафами за несоблюдением прописанных в законе норм?
– У нас в области около полутора тысяч пунктов приема и отгрузки. Они ежемесячно должны были писать отчеты: сколько древесины получили, сколько отгрузили, и представлять их в тогдашнее министерство промышленности и лесного комплекса. А там этой работой занимались всего два человека. Разве им было под силу отследить деятельность данных пунктов, выявить, сколько законно заготовлено, сколько незаконно. Они просто утонули в бумагах, не имея возможности заниматься анализом. Кое-какие штрафы начислялись, но только по формальным признакам: не вовремя сдан отчет, отсутствие документов о приеме и учете принятой древесины и прочее. Было заведено лишь одно уголовное дело, да и то развалилось.
– А как вы оцениваете возможности нового закона?
– Он пока ограничивается лишь регламентацией, не предусматривая никакого административного или уголовного наказания. И не очень пока понятно, как он будет работать в связке с ЕГАИСом. Мы, конечно, за то, чтобы поставить преграду незаконно заготовленной древесине, но законы мы принимаем не ради законов, а для достижения конечного результата. Будем работать над ним, улучшать его механизм.