Посадку разрешаю
60 лет назад в Иркутском аэропорту встретили первый пассажирский рейс Ту-104
Это произошло 15 сентября 1956 года. Ту-104 с пятьюдесятью пассажирами на борту вылетел из Москвы и через 7 часов 10 минут после промежуточной посадки в Омске приземлился в Иркутске. Встреча участников перелета была торжественной – этот рейс открыл новую эру в развитии пассажирской авиации – реактивную.
Позывной «Стрела»
При создании пассажирского лайнера Ту-104 конструкторы взяли за основу реактивный бомбардировщик Ту-16. Пришлось, правда, увеличить размеры фюзеляжа, но крылья и хвостовое оперение остались прежними. Новый самолет мог развивать скорость до 950 км в час, а максимальная дальность полета составляла 3500 км. В первый испытательный полет Ту-104 отправился в 1955 году, а уже спустя год члены государственной комиссии признали реактивный самолет годным к рейсовой эксплуатации.
Воздушный лайнер, которому присвоили позывной «Стрела», отличался не только стремительными очертаниями, но и высоким для того времени уровнем комфорта. Ковровые дорожки в салоне и удобные кресла с откидными столиками были для авиации невиданной роскошью. Самолет так понравился Никите Хрущеву, что руководитель страны решил лететь на нем в Лондон. Хрущева отговорили, а Ту-104, совершив посадку в британской столице, произвел эффект разорвавшейся бомбы. В создании пассажирского реактивного самолета СССР опередил весь мир.
За год до приземления
После успешной зарубежной премьеры было решено «выпустить» Ту-104 на внутренние пассажирские авиалинии. Иркутский аэропорт одним из первых в стране начал готовиться к приему реактивного лайнера. Прежде всего, пришлось строить новую взлетно-посадочную полосу протяженностью 2500 метров с армированным бетонным покрытием взамен старой, выложенной кирпичом. Одновременно велось строительство перрона, рулежных дорожек, сооружались места стоянок для воздушных судов, объекты аэронавигации. Иркутский аэропорт, предназначенный для приема поршневых самолетов, переживал второе рождение.
Пока шла реконструкция, оборудование, необходимое для обслуживания реактивных лайнеров, завозилось на военный аэродром Белая под Иркутском. Сюда же были выполнены несколько тренировочных рейсов без пассажиров. Летчики отрабатывали оптимальные режимы управления воздушным судном, осваивали новейшие системы управления полетом. Ту-104 отличался новыми аэродинамическими свойствами, и пилоты тщательно изучали характер самолета, чтобы знать, как поведет он себя в различных ситуациях.
Воздушный флот сибирской прописки
В первый пассажирский рейс из Москвы в Иркутск Ту-104 отправился под руководством командира экипажа, заслуженного пилота СССР Евгения Барабаша. Пионер освоения реактивной техники, он отлично справился с задачей. Но для осуществления регулярных полетов нужны были новые летчики, хорошо владеющие реактивной техникой, и новые машины.
В апреле 1957 года было принято решение о создании 201 авиационного отряда реактивных самолетов с местом базирования в Иркутске. Он стал вторым в стране после знаменитого отряда в аэропорту Внуково, пилоты которого «поставили на крыло» всех первенцев реактивной авиации. Спустя немного времени в новом подразделении гражданского воздушного флота уже трудилось 25 экипажей. Регулярные рейсы связали столицу Восточной Сибири с Москвой, Ленинградом, Ташкентом, Симферополем и другими крупнейшими городами страны.
Реактивная техника дала мощный толчок развитию Иркутского аэропорта. Для приема воздушных судов был сооружен новый командно-диспетчерский пункт, просторный ангар для технического обслуживания больших самолетов, установлена радиолокационная система посадки. Для удобства пассажиров появился новый комфортабельный павильон.
Первым делом – самолеты
Спустя 60 лет, в день прибытия в Иркутск первого пассажирского рейса реактивного самолета, в Иркутском международном аэропорту собрались ветераны воздушного флота Восточной Сибири, летчики, инженеры, бортпроводники, летавшие на самолетах Ту-104, специалисты, встречавшие и обслуживавшие авиалайнеры на земле. Они стали первыми посетителями выставки, на которой собраны фотографии и документы, рассказывающие о первом полете и многих других знаменательных событиях, связанных с эксплуатацией реактивного лайнера.
Своими воспоминаниями поделились Альберт Антонович Ладыгин, руководитель инженерно-авиационной службой аэропорта, Виктор Иванович Домашенко, старейший работник службы связи, Олег Сергеевич Шесмаков, один из создателей музея истории Иркутского аэропорта. Их рассказы вызвали большой интерес участников открытия выставки, в числе которых были специалисты авиапредприятия, курсанты авиационного технического колледжа гражданской авиации.
На праздник также пригласили победителей конкурса на лучшего знатока истории иркутской авиации, проведенного среди иркутян накануне юбилея. Одним из них стал Артем Волков, выпускник Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища. Его мать Лариса Николаевна около сорока лет проработала в Иркутском аэропорту диспетчером пассажирских перевозок.
Ту-104 и другие
Более 20 лет первенцы реактивной гражданской авиации бороздили небо над страной. Из 200 самолетов, принятых на вооружение воздушным флотом, 40 лайнеров эксплуатировались иркутским авиаотрядом. На этих самолетах было перевезено более 13 млн пассажиров.
Ту-104 постоянно модернизировался. Для обслуживания самолетов требовалась мощная производственная база, которая и была создана в Иркутском аэропорту. Десятки инженеров и техников прошли специальное обучение, а иркутский авиационный отряд постоянно пополнялся новыми пилотами. На последнем этапе эксплуатации реактивного лайнера число экипажей, обслуживающих полеты, достигло 100, а в небе над Иркутском ежесуточно совершали посадку и взлет до 40 реактивных машин. Последний рейс самолет Ту-104 выполнил в 1979 году из Иркутска в Читу.
Ту-104 оставил добрый след не только в авиации, но и в литературе. Иркутский писатель Юрий Скоп стал автором повести «Ту-104 и другие», в которой рассказал о сложной и интересной работе экипажей бортпроводников, обслуживающих рейсы на реактивном самолете.
Продолжение следует
Сегодня на взлетную полосу Иркутского международного аэропорта выруливают другие самолеты. Ту-104 проложил дорогу новым реактивным лайнерам, которые по скорости, безопасности и комфорту давно обогнали своего предшественника.
Большие перемены заметны и в самом аэропорту. В наиболее напряженные дни он принимает до 80 пассажирских судов, каждому обеспечивая необходимые условия для безопасных взлета и посадки, отдыха пассажиров и экипажа, квалифицированное техническое обслуживание самолетов. Дальнейшее развитие крупнейшей воздушной гавани Восточной Сибири предусматривает реконструкцию международного терминала, увеличение мест стоянок для авиалайнеров, оснащение новой высокопроизводительной аэродромной техникой.
Как и 60 лет назад, в Иркутском международном аэропорту ждут прибытия нового самолета. Им должен стать МС-21 – пассажирский лайнер отечественного производства, один из самых современных в мире. Он уже полностью построен на Иркутском авиационном заводе и находится в ожидании первого полета. Затем пройдут летные испытания, а в 2017 году планируется начать серийное производство воздушных судов. Так что, ждать, когда новая машина попросит посадку в Иркутске, осталось недолго.