Разговор о футболе
Ветеран «Спартака» Евгений Ловчев побывал в Иркутске
Денис Мацуев пригласил на фестиваль «Звезды на Байкале» лучшего футболиста СССР 1972 года, ветерана «Спартака», обозревателя «Советского спорта» Евгения Ловчева. И подумал, а почему бы не устроить его встречу с иркутянами? Тем более что совсем недавно вышла книга Ловчева «Спартак и другие».
– Я когда-то, уже закончив играть, сделал при «Спартаке» ветеранскую команду. И мы играли здесь, в окрестностях Иркутска, пять игр. Я хорошо помню Усолье-Сибирское – это здесь же? Я помню Саянск – тоже тут, верно? И вдруг мне Денис говорит: «А вы же играли в Иркутске!» И тут у меня в памяти ожило: точно, играли, много народу было, и шел дождь.
Про Станислава Черчесова
– Сейчас все меня спрашивают: ну, что там со сборной России, что говорит Черчесов? С Черчесовым я дружу. Он еще был тренером варшавской «Легии», и потом вдруг уходит оттуда. И вижу, как идет бегущая строка на ТВ, что Черчесов уже чуть ли не главный тренер сборной России. Я набираю Черчесова и говорю: «Стас! Три вопроса. Отвечаешь просто «да» или «нет». Ты встречался с Мутко»?» Ответ: «Да». «Предложение было?» Он говорит: «Да». «Ты добро дал?» Он отвечает: «Да, но я тебе этого не говорил, потому что объявить об этом должен не я, а они». Мы со Стасом много говорили на тему сборной. Я сказал: «Ну, не воспитаешь ты нового Месси, не будет у тебя таких игроков, которые что-то решат в одиночку. Тебе сейчас надо сделать только одно: изгнать из сборной нерадивых и набрать просто бойцов. Чтобы твои игроки дрались на футбольном поле, и тогда люди будут за них болеть! Создавай характер в команде!» Стас – он сам с характером, и, наверное, создаст. А ждать чего-то сверхъестественного не приходится, откровенно говоря. А что делать? Ну, нет у нас футболистов, по большому счету.
О сборной России
– Я никак не мог объяснить проблемы в нашей футбольной сборной. И единственный, кто помог дать ответ – это тренер сборной России по гандболу Евгений Трефилов. На Олимпиаде россиянки выиграли полуфинал у сборной Норвегии. Там за норвежек играла вратарь команды Ростова. Нашего тренера спросили: «Семь семиметровых взяла вратарь Норвегии – это потому, что она играет у нас и знает, как россиянки бросают?» Тренер ответил: «Это безобразие. Мы себе соперниц готовим сами! Они уезжают, а у меня – дыра на площадке и дыра в бюджете». Вот это государственный человек, а у нас в футболе все тренеры в первую очередь думают о своих клубах. И сборная России им не нужна.
Да, были решения – набирать иностранцев, осваивать газпромовские деньги, но это не спасло, мы ничего не выиграли от этого. И сборная стала играть все хуже и хуже. И когда я сейчас вижу, как на скамейке запасных сидят пять иностранцев, возникает вопрос – а почему не наши воспитанники местной школы? А почему иностранцы должны за огромные деньги просто сидеть в запасе? И надо тренерам принимать непопулярные решения. Возвращаться к тому, чтобы через количество приходило качество.
Об обучении
– Что я могу посоветовать вам, тренерам из регионов? Знаете, вот есть пенопласт, который в воду бросаешь, и он сверху плавает и воду не впитывает. А есть губка, которая впитывает. Так вот, футболист, которому дано играть, он как губка впитывает. У нас часто детей готовят, как в инкубаторе: «Вот так не делай, а вот так делай!» В Америке, например, другая подача материала. Я однажды посетил детский лагерь где-то под Сан-Франциско. И вот так это выглядело там: мальчик что-то сделал хорошо, и тренеры – французы, бельгийцы – останавливают тренировку, созывают всю группу и говорят: «Ну-ка, покажи!» И этот мальчик выполняет, а тренеры говорят: «Вот, как надо делать!» И все аплодируют. И это совсем иное раскрытие возможностей.