Про деньги и зло
Виктор Пелевин «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
Издательство: «Эксмо», 2016 г.
11 сентября на просторах интернета прошло известие, что Пелевин скончался в каком-то германском городишке, сообщалось о дате и месте похорон, а также о том, где можно приобрести его новую книгу.
Все, конечно, поняли, что это хитрый маркетинговый ход. Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. В последнее время создавалось впечатления, что Виктор Олегович совсем уж оторвался от нашего бренного мира. Читать его становилось все сложнее и сложнее. Нет, случались моменты небольшого просветления, примерно раз в два года. Но прошлогодний роман «Смотритель» о приключениях императора Павла I в параллельной Вселенной был просто ужасен, и в этом году, если судить по степени деградации текста, следовало ожидать книгу с белыми страницами – разницы не было бы никакой.
И вот случилось чудо: «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» – роман, который можно читать, а местами восхищаться. Нет, он еще не подошел к пику своей формы, который был у него во времена «Generation П», но где-то близок.
Роман снова хочется растащить на цитаты: «И я понял то, что время от времени понимает в нашей стране каждый: девяностые вовсе не кончились. Просто раньше они происходили со всеми сразу, а теперь случаются в индивидуальном порядке». Пелевин снова злободневен, умен, остер на язык, он снова на пальцах объясняет, как устроены наша жизнь и наше время – и у него получается. «Вы вообще представляете, что такое генерал-чекист в России будущего? Это что-то вроде японского князя. У него есть свой клан, свои самураи, дружественные бизнес-структуры и очень солидные финансовые активы, никак прямо на него не записанные».
«Лампа Мафусаила» представляет из себя четыре новеллы, изящно связанные между собой и различающиеся по стилю. И это что-то новое, ведь Пелевин не Сорокин, со стилем играть не умеет, а тут вторая часть «Самолет Можайского» ловко стилизована под эпистолярную прозу второй половины девятнадцатого века. Никто бы не подумал, что Пелевин так может. И вообще весь роман – ясная, прозрачная, образная русская проза, от которой просто получаешь физическое удовольствие.