Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области на сессии областного парламента рассмотрели и приняли в первом чтении изменения в областной закон «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних». Предлагается установить, что квота для приема на работу несовершеннолетних устанавливается не только для организаций, но и для индивидуальных предпринимателей. Также законопроектом предложено закрепить ответственность за неисполнение организациями и предпринимателями обязанности по квотированию мест.
Как напомнила министр труда и занятости области Наталья Воронцова, закон о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних, речь идет о подростках от 16 до 18 лет, был принят в 2014 году. Ежегодно в Центры занятости в поисках работы обращаются порядка 12 тыс. подростков, около тысячи из них не заняты ни учебой, ни какой-либо работой. Часть несовершеннолетних особенно нуждается в социальной защите – это дети из неблагополучных семей, сироты и т.д., кроме того, некоторые из них не имеют общего среднего образования, а, следовательно, и возможности получить образование. Сегодня в регионе рабочие места для несовершеннолетних заквотировали 622 организации, в том числе и 293 бюджетные, трудоустроены 455 несовершеннолетних. Более 400 организаций не выполняют требования закона по квотированию рабочих мест.
В ходе обсуждения проекта закона Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова заметила, что в России очень мало регионов, где были приняты аналогичные законы, касающиеся квотирования мест для несовершеннолетних. «Мы одни из немногих, кто реализует федеральную норму о том, что субъекты должны создавать условия для трудоустройства несовершеннолетних. Это очень важная тема», – подчеркнула она.
По словам депутата Заксобрания Анатолия Дубаса, при принятии на работу подростка на работодателя ложится большая ответственность, при этом никаких льгот таким предприятиям не предусмотрено. Депутат также отметил, что в первую очередь необходимо заботиться о том, чтобы такие подростки, окончившие школу «со справкой» могли продолжить обучение и получить профессию.
С коллегой согласился спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка: «Согласен с тем, что мы должны найти возможность для ребят продолжить обучение, возможно, необходимо будет выступить с определенной инициативой не только на уровне области, но и на федеральном уровне. Речь идет о наших детях, нашем будущем. Да, могут возникать сложности в реализации нашего закона, но мы должны делать шаг вперед». Спикер особенно подчеркнул, что виден результат работы закона о квотировании рабочих мест – почти за три года количество трудоустроенных подростков выросло в четыре раза.
Председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Ирина Синцова напомнила, что определенные шаги в этом направлении депутаты областного парламента уже сделали. В частности, весной этого года были приняты изменения в областные законы, устанавливающие возможность получить профессиональное обучение детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие общего среднего образования. Парламентарии продолжат эту работу.
На сессии также были приняты в первом чтении изменения в закон «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних», внесенные прокуратурой Иркутской области. Предложено установить, что при исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, для замещения должностей которых предъявляются специальные требования. Как пояснил представитель прокуратуры, к таким должностям могут быть отнесены, например, государственные, муниципальные и другие должности, требующие наличия образования определенного уровня, прохождения службы в армии, имеющие возрастные ограничения и прочее.
Напомним, областным законом установлено, что квота для приема на работу несовершеннолетних устанавливается для организаций Иркутской области, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, в размере 1 % к среднесписочной численности работников. Сейчас при исчислении квоты не учитываются только работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.