Школьный предмет под названием «Байкаловедение»
Члены комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области на своем недавнем заседании обсуждали необходимость включения предмета «Байкаловедение» в региональный образовательный стандарт.
Это пожелание, как напомнила замдиректора по научной работе Байкальского музея ИНЦ СО РАН Елена Кузеванова, было включено еще в резолюцию Байкальского гражданского форума-2015.
– Идея создания экологического учебника шла снизу, от учителей. Поэтому она, наверное, и была успешной. Началось все с создания программы спецкурса в 2002 году. А затем в 2006 году появилось первое учебное пособие для 5–6 классов.
Учебник немедленно разрешили использовать в школах. Потом начались эксперименты по его апробации под руководством доктора биологических наук, профессора Института развития образования Людмилы Игольницыной. К 2010 году пособие было откорректировано и рекомендовано для более широкого применения.
– Сейчас разрабатывается программа для 5–6–7 классов как проект регионального компонента, – сообщила Елена Кузеванова. – Коллектив авторов пополнился биологами, географами и методистами. За это время выстроена вся система экологического образования, то есть кроме самого пособия ведется подготовка педагогов, способных интересно и квалифицированно знакомить школьников с природой края. Центром дополнительного образования совместно с Байкальским музеем организована летняя школа по байкаловедению. Она проходит в поселке Листвянка. В ней ежегодно участвуют более 100 школьников со всей области.
Свой вклад в экологическое образование школьников сделал и Байкальский музей, приступив к выпуску на общественных началах ряда небольших фильмов природной направленности. В прошедшем году были разработаны карманные определители минералов и птиц для полевых работ со школьниками, а также создана компьютерная игра, знакомящая школьников с природными особенностями нашей области.
Как рассказала профессор Людмила Игольницына, единственный школьный предмет, который не снабжен региональным компонентом – это естествознание. Этот пробел и должно заполнить «Байкаловедение». Интерес к нему с каждым годом возрастает. За время пятилетнего эксперимента, в котором участвовало 37 школ Иркутской области и 23 школы Иркутска, более 24 тыс. учащихся приобщились к знаниям о чудо-озере.
– В ходе эксперимента выяснилось, что для изучения курса «Байкаловедения» школьники должны владеть базовыми знаниями по географии, что возможно только в конце шестого класса. Поэтому мы вынуждены будем отказаться от преподавания этого предмета в пятом классе. Кроме того, школьные педагоги просят упростить программу, над чем как раз сейчас и работают авторы, – пояснила профессор.
Члены Общественной палаты одобрили все начинания по непрерывному экологическому образованию, проводимые в области, пожелав, чтобы к нему подключилась и высшая школа.