Максим Черниговский: Будем браться за объемы, которые нам под силу
Дорожная служба Иркутской области в будущем планирует переориентироваться на строительство дорог. Пока предприятие работает на одном таком объекте – трассе Тайшет – Чуна – Братск, однако в дальнейшем намерено участвовать и в других строительных тендерах. Как отметил генеральный директор Дорожной службы Максим Черниговский, это позволит выправить экономическую ситуацию в организации.
– Какой Дорожная служба досталась вам в наследство, что она из себя представляет сегодня?
– Скоро будет год, как я работаю в должности руководителя службы. Когда только приступал к делам, у организации было в сумме больше обязательств по кредитам, перед поставщиками и субподрядчиками. За год в сумме достаточно много долгов сократили. Сегодня экономическое положение компании можно назвать удовлетворительным, поскольку впервые за последние годы служба вышла в прибыль, заработав 13,5 млн рублей за полгода. С одной стороны, это немного, но сам факт того, что мы вышли в плюс, говорит о положительной динамике. Кроме того, за полгода объем выполненных работ составил 1,6 млрд рублей, (в том числе 1,1 млрд рублей собственными силами), что на 300 млн рублей больше показателей 2015 года.
– Сколько долгов было по кредитам и на что брались займы?
– Порядка 1 млрд рублей. Прежнее руководство обращалось к кредитным ресурсам для пополнения оборотных средств. В настоящее время ссудную задолженность удалось снизить до порядка 400 млн рублей. При этом в первом полугодии мы закупили технику за счет собственных средств на сумму 50 млн рублей, за счет лизинга – на 38,6 млн рублей и заплатили налогов в размере 372 млн рублей.
– За счет чего удалось сократить задолженность?
– За счет оптимизации расходов, усиления контроля над всеми подразделениями службы, сокращения затрат и увеличения работ собственными силами. Кстати, в этом году мы впервые участвуем в строительном объекте на участке дороги Тайшет – Чуна – Братск. До этого ничего подобного в практике Дорожной службы не было. Помимо этого мы являемся генеральным подрядчиком на данном объекте, наша организация там еще и строит своими силами. Раньше предприятие занималось только содержанием дорог и ремонтом. Но то же содержание – довольно проблематичный вид работ и затратный. Из областного бюджета на содержание 1 км автомобильной дороги в год выделяется в пять раз меньше средств, чем по тем же статьям на федеральные дороги, поэтому у Дорожной службы всегда и возникали финансовые трудности. Так что, в будущем мы планируем развивать строительное направление, которое более доходное на рынке. Причем собираемся строить собственными силами. Только тогда экономические показатели начнут улучшаться.
– А есть техника, кадры?
– На первый объект собирали технику и кадры с каждого филиала понемногу, в итоге создали мобильный отряд, который сейчас и работает на трассе Тайшет – Чуна – Братск. Пока строительное направление тянут два филиала: по дорожным работам – Тайшетский, по строительству мостов – Иркутский. Конечно, нужна техника. В этом году мы приобрели мобильную дробильную установку. Постепенно будем пополнять парк и строительными машинами. Сейчас же главная цель – обновить в целом парк Дорожной службы, износ которого составляет 70%. В этом году мы уже приобрели КамАЗ, УАЗы во все филиалы, бульдозер. Сегодня оформляем покупку в лизинг десяти дорожных комбинированных машин, четырех грейдеров, четырех тракторов, трех экскаваторов. До конца года эта техника поступит в службу.
– На следующий год будете заявляться на торги по содержанию дорог?
– Это основное и приоритетное наше направление, так что, будем участвовать и по возможности побеждать.
– Опять одним лотом пойдет обслуживание всех дорог в Иркутской области?
– Пока неизвестно. Антимонопольная служба вынесла предписание разбить содержание дорог на лоты, что, видимо, и будет сделано. В любом случае будем стараться максимально выигрывать торги.
– Как в целом планируете развивать предприятие в следующем году? Будете участвовать во всех тендерах, как и раньше?
– Во всех точно не будем. Раньше Дорожная служба так и поступала, живя за счет генподряда. Но губернатор области Сергей Левченко поставил перед нами задачу по улучшению качества содержания и увеличению объема работ собственными силами. Поэтому будем участвовать только в тех торгах, которые нам под силу.
– А чем так плох генподряд? С экономической точки зрения он весьма привлекателен.
– Речь не идет о полном отказе от генподряда, но набирать его без оглядки не будем. К тому же генподряд предполагает не только чистую прибыль, но и расходы на оформление исполнительной документации, на осуществление контроля за подрядными организациями, плюс обслуживание банков, обеспечение заявок и контрактов. Много расходных статей. Нужно понимать, что это и большая ответственность. Объекты все сложные, проекты зачастую приходится корректировать в процессе работы. Более того, субподрядчик получает за свою работу меньше средств, отчего потом страдает качество. Дополнительная ответственность за работы, в которых лично не принимаешь участие, не нужна. Будем браться только за то, что нам под силу.
– Какой объем работ будет вам под силу в следующем году?
– Трудно сказать, но, думаю, не меньше, чем на 3 млрд рублей.
– С приходом нового руководства, как правило, начинается ротация кадров. Удалось сохранить коллектив?
– В наше время нельзя разбрасываться специалистами, поэтому мы все сделали для того, чтобы не произошла ротация кадров. Средняя заработная плата составляет 25 тыс. рублей, выплачивается вовремя, а не как раньше с задержками на два месяца. А вот в управленческом аппарате были изменения, без этого никак. Мы несколько увеличили его, поскольку появились новые направления работы, оптимизировали службу контроля. В ряде филиалов не устраивали показатели работы, особенно это касается северного куста, пришлось поменять директоров в Усть-Куте, Усть-Илимске и Бодайбо. Положительная динамика есть, но ситуация там пока остается минусовой.
В целом же количество филиалов осталось прежним – 16, никакой реорганизации не было. Есть жалобы от мэров территорий, где раньше были филиалы Дорожной службы, а сейчас там участки. На их взгляд, теперь мало внимания уделяется дорогам. Будем по возможности менять эту ситуацию, оснащать участки техникой.
16 октября отмечается День работников дорожного хозяйства. Поздравляю всех работников службы с профессиональным праздником. Завершается очередной строительный сезон, но он далеко не последний. В будущем перед нами вновь будут стоять задачи по развитию дорожного хозяйства региона. Трудолюбие и большой опыт – залог уверенности в нашей успешной работе. Желаю всем здоровья и благополучия, осуществления всех планов и начинаний, новых километров дорог.