На Байкал дорогами SkyWay
Транспорт XXI века становится реальностью
Проехать весь Иркутск без пробок, добраться за считанные минуты из Ангарска или Черемхово до областного центра, на высоте птичьего полета путешествовать на Байкал, – все это не фантастика, а ближайшая реальность. Технология SkyWay – надземная транспортная система, которую 40 лет назад придумал советский ученый Анатолий Юницкий, уже в ноябре будет опробована в Белоруссии, а затем начнется ее внедрение по всему миру.
Новой транспортной системой уже заинтересовались в Австралии, Японии, Словакии, во многих российских регионах, а Иркутск и Прибайкалье могут стать одними из первых, кто имеет шанс внедрить SkyWay. Уже разработаны проекты по реализации общественного транспорта на струнной надземной дороге второго уровня в областном центре, а также по маршруту Иркутск – Листвянка и Листвянка – Порт Байкал.
_______________________________________________________
ЭкоТехноПарк – действующий промышленный образец технологии SkyWay. В нем будут представлены тестовые участки трех видов транспортно-инфраструктурных комплексов – городского (скорость до 150 км/час, производительность до 25 тыс. пасс./час, длина участка 1 км), грузового (объем перевозок до 100 млн тонн/год, длина тестового участка 1 км) и высокоскоростного междугороднего (скорость до 500 км/час, производительность до 250 тыс. пасс./сутки, длина участка 15 км).
_______________________________________________________
SkyWay – надземная транспортная система, в которой движение организовано при помощи подвесных, предварительно напряженных растяжением неразрезных струнных рельсов, натянутых между опорами. Внутри путевой структуры находится размещенный с провесом внутри пустотелого рельса пучок напряженных струн, сделанных из высококачественной стальной проволоки. После фиксации струн полость рельса заполняется твердеющей массой на основе цемента. Головка рельса (по которой и будет двигаться юнибус – колесное транспортное средство) остается идеально ровной, поэтому не имеет неровностей и стыков по всей своей длине. Струны вместе с рельсами жестко крепятся на анкерных опорах, размещенных в среднем через каждые три километра, и поддерживаются промежуточными опорами, установленными в среднем через каждые 50 метров. Струнный рельс характеризуется высокой прочностью, жёсткостью, ровностью, технологичностью изготовления и монтажа, низкой материалоемкостью и широким диапазоном рабочих температур.
Технология SkyWay – инновационная транспортная технология, разработанная доктором наук, академиком Анатолием Юницким. Согласно заключению Российской Академии наук, SkyWay является одной из наиболее экономичных, экологичных и безопасных транспортных систем.
На днях SkyWay, или как еще называют эту технологию – струнный транспорт Юницкого, был представлен в Иркутске. Дмитрий Счастливый, председатель совета ПО «Евразия» презентовал перспективы внедрения нового транспорта бизнес-сообществу, представителям профильных министерств региона, администрации Иркутского района.
Высокоскоростной SkyWay предназначен для перевозок пассажиров между городами, регионами, странами и континентами.
Скорость движения – до 500 км/ч. Вместимость подвижного модуля – до шести человек. Вместимость подвижного состава – до 60 человек. Расстояние перевозки – до 10000 км. Себестоимость перевозок – в пять раз ниже себестоимости перевозок высокоскоростной железной дороги, поездами на магнитной подушке, самолетами. |
– Этот проект интересен для Иркутской области в первую очередь потому, что здесь есть Байкал и большой туристический поток. Я сам здесь живу, болею за свой город, свой регион и хочу, чтобы SkyWay первым появился именно у нас, – говорит Дмитрий Счастливый. – Мы полностью разработали концепцию транспортных систем по иркутской агломерации, включая города Ангарск, Шелехов, Усолье, Черемхово, чтобы люди, проживающие там, могли быстро, комфортно и безопасно приезжать в областной центр.
Не фантастика, а реальность
Струнный транспорт Юницкого за четыре десятилетия, как была разработана эта технология, не раз встречал скепсис, его называли Нью-Васюками, фантастикой, но в последнее время о SkyWay уже заговорили на государственном уровне, в том числе на уровне президента страны. А в Белоруссии уже в следующем месяце, в ноябре, будет запущена первая очередь ЭкоТехноПарка, где представлены опытные образцы транспортных систем надземного типа – городского, грузового и высокоскоростного комплексов.
Безусловно, Иркутск и область должен заинтересовать городской транспортно-инфраструктурный комплекс, разработанный специалистами. Он включает в себя четыре окружных трассы (по Ленинскому, Свердловскому, Октябрьскому и Правобережному округам), соединенных в единую систему. Ее общая протяженность составит 56 км. Средняя себестоимость перевозки одного пассажира всего 6,3 рубля, а пропускная способность – 200 тыс. пассажиров в сутки, которая легко увеличивается за счет добавления подвижного состава. Но самое главное, это скорость до 150 км/ч. Никакие пробки, никакие ДТП не страшны. На 14-местном юнибусе будет реально попасть из Ново-Ленино в центр Иркутска всего за несколько минут.
Время в пути
Иркутск – Улан-Удэ – 1 час 15 мин. Иркутск – Красноярск – 1 час 50 мин. Иркутск – Новосибирск– 3 часа 15 мин. Наличие у высокоскоростного подвижного состава противосходной системы. Десятикратный запас прочности несущих струнных элементов в транспортной эстакаде. Устойчивость к гололеду и обледенению, снежным заносам, пылевым бурям. Надежность работы при экстремальных температурах |
Аналогичную дорогу второго уровня легко сделать и от Листвянки в Порт Байкал, что приведет к существенному увеличению турпотока, а для людей откроются незабываемые виды на озеро Байкал, Ангару, Шаман-камень с высоты птичьего полета.Существует проект и туристической трассы на набережной Ангары, включая острова Конный и Юность. На так называемых юнибайках в одно-, двух- и трехместном вариантах пассажиры смогут, избегая пробок, на высоте двух-пяти метров совершать прогулки по городу, избегая пробок и потерь времени. Юнибайки движутся как с помощью бортовых аккумуляторов, так и педалей за счет мускульной силы пассажиров, развивая при этом скорость до 100 км/ч.
Линейный город по дороге на Байкал
Но самым амбициозным проектом, безусловно, является скоростная трасса Иркутск – Листвянка. Время пути на юнибусе составит около 30 минут, то есть быстрее в 2–2,5 раза, чем на маршрутке или автобусе. Но это не только транспортная система, но и туристический объект. Туристы смогут по всему пути совершать обзор лесных массивов, иркутского водохранилища, Байкала с высоты птичьего полета. Транспорт SkyWay не оказывает никакого вредного воздействия на окружающую среду и эксплуатируется в любое время года и при любой погоде.
Есть и альтернативный, еще более масштабный проект – строительство линейного города по маршруту Иркутск – Листвянка на участке длиной 30 км и шириной 2 км. При этом на территории линейного города вместо высотных опор возможно возведение высотных станций или башен. По расчетам проектировщиков, в каждой из башен могут проживать до 250 семей, а стоимость квадратного метра жилья станет существенно ниже, чем в Иркутске. Пассажирские станции в зданиях-башнях и рельсо-струнная путевая структура образуют горизонтальные лифты, благодаря которым и может быть создан линейный город. В нем существенно упростится и удешевится транспортно-коммуникационная инфраструктура. В частности, отпадет необходимость строительства дорогостоящих наземных дорог, их
ремонт и обслуживание. Также в струнные рельсы можно проложить различные коммуникации – линии электропередач, оптоволоконные линии. Проектировщики даже рассчитали стоимость билета для передвижения по трассе SkyWay для жителя линейного города – около 1,5 рублей. Естественно, при такой выгодной цене просто отпадает необходимость добираться в Иркутск на личном автомобиле.
– На основании двух законов – о дальневосточном гектаре и о родовых поместьях – мы могли бы получить землю под анкерные опоры для дороги SkyWay и здания-башни. Люди, которые являются пользователями наземных дорог, платящие транспортный налог, но нежелающие тратить время в пробках, могут помочь в реализации этого проекта. А те же чиновники могут войти в историю, дав добро на осуществление такого амбициозного проекта. Нельзя остановить идею, время которой пришло, никто же из чиновников на заре прошлого века не смог остановить автомобилизацию, нельзя остановить и технологии SkyWay. А если мы внедрим попутно проект линейного города, это даст населению доступное жилье, социальную инфраструктуру, инвестиции в регион, новые рабочие места, дополнительны поступления в бюджет, – отметил Дмитрий Счастливый.
Желающих много
За реализацией технологии в своих странах, регионах и городах уже скоро выстроится очередь. На сентябрьской выставке в Берлине, где были представлены все новинки транспортной отрасли, наибольшее внимание было приковано к стендам ЗАО «Струнные технологии», разработчику SkyWay. Применить надземный транспорт SkyWay уже хотят в Австралии, Объединенных Арабских Эмиратах, заинтересованность проявили даже японцы, где высокоскоростной транспорт развит как нигде в мире.
Например, экс-глава департамента транспорта Южной Австралии Род Хук в августе провел переговоры о возможности строительства линии SkyWay в городе Анли. Планируется, что юнибусы и юнибайки на надземной струнной дороге заменят привычные нам городские трамваи. Уже представлен наглядный проект, как пассажирский транспорт SkyWay движется по улицам австралийского города в нескольких метрах над землей, не мешая дорожному движению. Шейхи из Эмиратов заинтересовались горизонтальными лифтами из одного небоскреба в другой. Словаки также заключили договор о сотрудничестве. Но наибольшее внимание, безусловно, сейчас приковано к Белоруссии, где в ноябре запустят Экотехнопарк по технологиям SkyWay. После этого сертифицированная технология SkyWay начнет свое шествие по миру.
Комментарии
Начальник Управления ЖКХ администрации Иркутского района Сергей Соколов: – Концепция интересная. На сегодняшний день мы все погрязли в пробках, уже ни въехать в город, ни выехать из него. Если построить транспортную инфраструктуру SkyWay в Иркутском районе, это, во-первых, облегчение трафика для нашего населения, а во-вторых, привлечение туристов. Все будет зависеть от того, какие инвесторы придут в проекты. И есть проблема с землями нацпарка, где планируется построить эту дорогу, предстоит решить много вопросов перед реализацией. Георгий Зоткин, начальник управления инвестиционного развития Министерства экономического развития Иркутской области: – Проблема транспортной доступности Иркутской области очень актуальна, вы знаете, что у нас есть отдаленные территории. Проект SkyWay интересный, но конкретные его параметры будут определены разработкой проектно-сметной документации, прохождением государственной экспертизы. После этого мы сможем говорить о возможностях его реализации. Проект интересен тем, что он инновационный и имиджевый. Помножив на привлекательность озера Байкал, мы, конечно, можем получить значимый для области результат. Проект может стать привлекательным для туристов, для бизнеса, той искрой, которая зажжет экономическое развитие в этой сфере. Как только разработчики технологии перейдут к практической реализации проекта, найдется много источников поддержки как регионального, так и федерального уровня. Важно качественно от идеи перейти к практике. |
Городской транспорт SkyWay
– максимальная скорость до 150 км/ч и отсутствие помех (встречного и попутного транспорта, животных, пешеходов, ям, припаркованных в неположенных местах автомобилей) на путях движения позволяет значительно сократить время в пути;
– комфорт – современный автоматический самодвижущийся модуль на стальных колесах подвесного или навесного типа – юнибус – обеспечивает транспортировку людей и грузов. Он оборудован кондиционерами, удобными креслами. Не стоит в пробках, работает в режиме 24/7/365;
– безопасность – на путевой структуре SkyWay нет перекрестков, пешеходных переходов, а значит, предпосылок для ДТП.
– экологичность – дорога в эстакадном исполнении не нарушает рельеф местности, биогеоценоз и биоразнообразие прилегающей природной городской территории. Не уничтожает плодородную почву и произрастающую на ней растительность. Не препятствует движению грунтовых и поверхностных вод, перемещению людей, домашних и диких животных, работе строительной и специальной техники.
– доступность – cебестоимость городских скоростных перевозок – в два раза ниже себестоимости перевозок подземным метро, в три раза — трамваем, в пять раз – монорельсовой дорогой.