Налоговая нагрузка на бизнес

Предложенный областным правительством вариант взимания налога на имущество с административно-деловых и торговых центров посредством кадастровой оценки этой недвижимости вызвал у предпринимателей неоднозначную оценку. Чтобы выяснить их позицию и выработать взвешенное решение, комитет по бюджету Заксобрания провел круглый стол.

Открывая заседание, вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова рассказала, что в разработке законопроекта принимали участие парламентарии, он обсуждался с бизнесом, и тем не менее необходимого консенсуса пока не выработано:

– Законопроект непростой, затрагивающий финансовую нагрузку на бизнес, и прежде чем его принимать, необходимо услышать мнение всех сторон.

Той же точки зрения придерживается и принявший участие в заседании круглого стола спикер ЗС Сергей Брилка:

– Нам не избежать введения налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, поскольку соответствующий федеральный закон принят еще три года назад. Но принимая поправки в закон, мы должны ясно представлять последствия этого шага.

Как сообщил областной министр имущественных отношений Владислав Сухорученко, новую систему налогообложения планируется запустить поэтапно. С 1 января 2017 года под нее попадают административно-деловые и торговые центры площадью свыше 1 тыс. кв. м, которых на сегодняшний день насчитывается в области 999. В 2018 году она будет распространена на объекты площадью более 750 кв. м, в 2019 году – более 500 кв. м, а в 2020 году планка будет снижена до 250 кв. м.

Правительство рекомендует установить размер налоговой ставки в 2% от кадастровой стоимости – максимально допустимой по федеральному законодательству. Именно вокруг этой цифры и развернулись основные дебаты.

По мнению уполномоченного по защите предпринимателей в Иркутской области Алексея Москаленко, нет нужды форсировать налог до максимальной ставки, а начать хотя бы с 1,5% и посмотреть: не отразится ли это катастрофически на малом и среднем бизнесе.

Доказывая целесообразность принятия ставки в 2%, Владислав Сухорученко сослался на расчеты министерства финансов, которые показывают, что в этом случае удастся дополнительно привлечь в областной бюджет 212 млн рублей. Если же установить налоговую ставку в 1,5%, то бюджет не получает ничего. Именно это обстоятельство заставило большинство регионов установить максимально допустимую планку.

– И к чему это привело? – парировал Алексей Москаленко. – Как известно, в прошлом году в стране на 30% сократилось число субъектов малого и среднего предпринимательства.

Еще более пессимистическую картину нарисовал председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов. Исследование, проведенное его организацией, показало, что при налоговой ставке в 0,3% свернут свою деятельность не менее 40% предпринимателей, а при ставке даже в 1,5% – из бизнеса уйдут все предприятия малого и среднего бизнеса. При этом данная мера подтолкнет предпринимателей уклоняться от уплаты налогов, что приведет к расцвету теневой экономики.

Свои сомнения в ведении максимальной налоговой ставки высказал и президент Иркутской региональной ассоциации работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» Алексей Соболь. По его словам, владельцы торговых площадей переложат ее на арендаторов, а те включат в стоимость товаров, что, в свою очередь, приведет к росту цен.

Как сообщила исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская, у мэров много замечаний к законопроекту. Последствия принятия законопроекта будут разными для городских округов, где предпринимательство более развито, и муниципальных районов. Зоя Масловская предложила ввести дифференцированный подход в зависимости от типа муниципальных образований. Но, как пояснил Владислав Сухорученко, федеральный закон требует, чтобы в одном субъекте РФ действовала единая ставка для всех территорий.

В ходе дискуссии выяснилось, что даже при налоговой ставке ниже 2% муниципалитеты получат дополнительные доходы, поскольку уплачивать налог начнут индивидуальные предприниматели, освобожденные от него в настоящее время. Это был лишний довод попытаться найти, как выразился Сергей Брилка, баланс интересов:

– Мы должны сделать так, чтобы бизнес стал партнером государства, в свою очередь, государство должно правильно оценивать возможности бизнеса.

Рассмотрение законопроекта решено перенести на ноябрьскую сессию.

– Мы изучаем опыт субъектов и последствия принятия ими соответствующих законов. Итоговое решение должно быть взвешенным, сбалансированным и учитывающим интересы как предпринимателей, так и бюджетов всех уровней, – отметила Наталья Дикусарова.