Торг уместен
Как сэкономить средства и сократить коррупционные риски при проведении госзакупок
Более 20 млрд рублей составляет потребность в товарах и услугах, необходимых для выполнения своих функций различными госучреждениями и предприятиями Иркутской области. Эти средства выделяются на приобретение лекарственных препаратов и медицинского оборудования, продуктов питания для социальных учреждений, проведения ремонта школ и больниц, реконструкции автомобильных дорог и другие нужды. О том, как обеспечивается эффективное расходование бюджетных ассигнований, в интервью газете «Областная» рассказал руководитель министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Максим Авдеев.
– Максим Евгеньевич, на встрече с губернатором Приангарья вы сообщили, что за первое полугодие 2016 года при проведении закупок товаров, работ и услуг для нужд региона сэкономлено более миллиарда рублей. Как удалось достичь такого результата?
– Он обусловлен реализацией обширного комплекса мероприятий, направленных на совершенствование механизмов регулирования системы закупок, повышение открытости и прозрачности информации о торгах, расширение доступа к участию в процедурах представителей малого и среднего бизнеса. Это привело к повышению конкуренции, обеспечило возможность выбора оптимальной цены. В прошедшем полугодии на одну состоявшуюся процедуру в среднем было подано 4,14 заявки от участников, что позволило на 12,9% снизить стоимость закупок от изначально заявленных максимальных цен. Тот самый случай, про который говорят – торг уместен.
– Экономия бюджетных средств – ключевой показатель эффективности вашей работы, но наверняка не единственный. Какие еще задачи решает министерство?
– Они вытекают из требований государственной политики, главное из которых состоит в обеспечении гласности при проведении закупок. Это достигается за счет открытой публикации всей информации о закупках, проведении электронных аукционов в режиме прямой трансляции.
Сотрудники министерства ведут постоянную информационную и методическую работу, направленную на соблюдение требований законодательства о контрактной системе. Частью этой работы является мониторинг документов, который позволяет выявить признаки ограничения числа потенциальных участников закупки. Такое происходит, когда у заказчика возникает стремление воспользоваться услугами «своего» поставщика. В этом случае в техническое задание вносится условие, которое заведомо не могут выполнить другие участники процедуры.
– То есть речь идет о сговоре в корыстных интересах?
– Такую оценку могут дать только правоохранительные органы. Но риски возникновения коррупционных схем, конечно, существуют. Наша цель – свести их к минимуму, предотвратить влияние на конечный результат закупки. Противодействовать коррупции помогает постоянный анализ документов, контроль над проведением процедур. Кроме того, активно используются такие инструменты, как нормирование закупок, общественное обсуждение крупных региональных контрактов, проверка обоснованности закупок товаров и услуг еще до проведения процедуры.
– Этим тоже занимается министерство?
– Мы готовим предложения, а окончательный вердикт выносится специальной комиссией, созданной при правительстве Иркутской области. Если заказчик не может обосновать приобретение того или иного товара объективными потребностями, закупка не производится. Тем самым удается предотвратить расходование бюджетных средств на предметы роскоши или товары, потребительские свойства которых являются избыточными для покупателя.
«Противодействовать коррупции помогает постоянный анализ документов, контроль над проведением процедур. Кроме того, активно используются такие инструменты, как нормирование закупок, общественное обсуждение крупных региональных контрактов, проверка обоснованности закупок товаров и услуг еще до проведения процедуры». |
– В начале нашей беседы в числе мер по расширению конкуренции вы назвали участие в закупках представителей малого и среднего бизнеса. Расскажите об этом подробнее.
– Обеспечение доступности государственного заказа для представителей небольших предприятий и организаций – это одна из форм поддержки предпринимательства. Мы действуем в двух направлениях. С одной стороны – расширяем информационную базу о закупках, которой может воспользоваться деловое сообщество. С другой – ведем комплексную работу с заказчиками, стимулируя их к осуществлению закупок у предпринимателей. Оба направления дают хорошие результаты. Общая сумма контрактов, сформированная по итогам процедур, проведенных в первой половине 2016 года, составила более 1,3 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это больше на 21%. Показатели хорошие, но для поддержания деловой активности в регионе можно сделать больше.
– Что вы имеете в виду?
– Планируется организовать в Иркутской области работу магазина, работающего по принципу электронной торговли. Его услугами можно будет воспользоваться для проведения закупок малого объема – до 400 тыс. рублей. При этом обеспечивается возможность заключить контракт с заказчиком напрямую в качестве единственного поставщика. Нет сомнений, что такая услуга придется по душе предпринимателям. А кроме того, электронный магазин обеспечит экономию бюджетных средств, увеличит уровень гласности и прозрачности процедур. В этом убеждает опыт использования нового способа закупок малого объема в Московской и Волгоградской областях.
– На прошедшем недавно форуме «Земля Иркутская» прозвучали слова благодарности в адрес министерства от глав территорий. Значит, ваше ведомство занимается организацией закупок и для муниципальных образований?
– Да, но только в рамках расходования финансовых средств, которые выделяются на социальное и экономическое развитие территорий в виде субсидий из областного бюджета. Эту работу мы начали в 2016 году и убедились, что наш опыт и профессиональный подход может быть востребован в новых сферах деятельности. Речь идет об организации процедуры торгов или аренды лесных участков, карьеров по добыче сырья, необходимого для производства строительных материалов, рыболовных акваторий и других объектов, которые сегодня все больше востребованы бизнесом.
– А что мешает заниматься этими объектами профильным ведомствам?
– У всех этих ресурсов есть одно общее качество. Они представляют собой народное богатство, значит, и распоряжаться ими надо в интересах населения всей области. Такой централизованный подход готово обеспечить наше министерство, обладающее для этого всем необходимым. Я имею в виду знания и опыт специалистов в проведении контрактных процедур на высоком уровне при соблюдении всех требований законодательства и предотвращения возникновения коррупционных схем.
– Новые полномочия существенно повышают нагрузку на министерство…
– Зато позволяют более эффективно использовать накопленный нами потенциал для наведения порядка там, где необходимо. Не так давно мы занялись формированием реестра добросовестных подрядчиков для заключения договоров на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Практика показала, что среди претендентов на оказание этой услуги встречаются организации, преследующие жульнические интересы. Поставить заслон на их пути к участию в аукционе поможет строгий предварительный отбор, организация которого поручена нашему министерству.
– Что придает вам уверенность в своих силах?
– В своей работе мы опираемся на помощь со стороны губернатора и правительства Иркутской области. Они поддерживают инициативы, направленные на повышение эффективности региональной системы закупок и ее влияния на достижение стратегических целей экономического и социального развития Приангарья. Важнейшее значение имеет деловой и профессиональный настрой сотрудников министерства. Они готовы работать и добиваться результатов.