Байкальский свет Виктора Мироненко
Говорят, что Байкал у каждого свой, особенно это утверждение верно для художников. Таким образом можно даже проверять мастерство живописца, ведь очень велик соблазн плодить «открыточные» виды великого озера, столь популярные у туристов. Однако иркутский художник Виктор Мироненко «тест на Байкал» выдержал с честью.
Его широкоформатный образ самого чистого в мире озера является одним из самых узнаваемых. Неудивительно, что ведущей темой персональной выставки, посвященной 75-летию автора и 355-летию Иркутска, стал Байкал. И это несмотря на то что большую часть своей творческой жизни Виктор Мироненко писал портреты.
– Выставка в городском выставочном центре им. В. Рогаля – мой подарок любимому Иркутску, который часто называют «воротами на Байкал», – пояснил художник. – Я увлекся этой темой, когда в 1970-е годы Валентин Распутин начал бороться за экологию озера. Тогда во время личной беседы он мне подсказал обратить внимание на Байкал, и я начал исследовать эту тему. Писать озеро не так уж просто. Мне пришлось буквально обойти его пешком, чтобы прочувствовать энергетику, увидеть его особое лицо. И мне кажется, что удалось ухватить и выразить его суть именно через его панорамность, широту. Кроме того, Байкал бывает не только голубой, как его чаще всего изображают, он черный, синий, зеленый, белый, желтый и так далее. Все перечисленные краски я видел в его водах. Например, еще до рассвета он темнее ночи, на рассвете окрашен цветами зари, в пасмурную погоду свинцовый, словом, все зависит от света, который падает на воду.
На выставке «Байкал. Упавший свет» представлено 63 работы Виктора Мироненко. Большинство из них изображают различные состояния озера. Всегда в горизонтальном широком формате, в обрамлении сибирской лиственницы или багульника, который заслоняет своими ветвями глубину и чистоту его воды. Кроме того, в экспозиции можно увидеть и портреты, ведь до того, как увлечься исследованием Байкала, Виктор Мироненко работал исключительно в этом жанре.
– Виктор Мироненко первый в художественном училище защитил диплом по портрету под руководством Аркадия Вычугжанина, поэтому школа у него исключительно иркутская, – отметила искусствовед Тамара Драница. – Долгое время он писал портреты, потом ушел в пейзаж, причем отошел от традиции иркутского пленэра в некую конструктивную эпическую форму. Нужно отметить, что Байкал у него очень своеобразный – ершистый, колючий, словно скрытый за неким занавесом.
На портретах Виктора Мироненко запечатлены известные личности, такие как первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков, народный артист Виталий Венгер, и обычные люди. Например, на картине «Старый причал» изображена пожилая жительница Ольхона, у которой Байкал забрал мужа и сына. На суровом лице особое внимание обращают на себя глаза – глубокие и сумрачные, как озеро в шторм.
– Роль Виктора Мироненко в истории иркутского отделения Союза художников России трудно переоценить, – подчеркнула Тамара Драница. – Долгие годы возглавляя Художественный фонд, он добился строительства Всесоюзной творческой дачи на Байкале, мастерских и еще многое сделал для иркутских художников. Он очень добрый и отзывчивый человек, хороший друг, к которому всегда можно обратиться за помощью. Словом, личность творческая во всем.
Работы Виктора Мироненко находятся в частных коллекциях и музеях России, а также в собраниях Германии, Польши, Кореи, Туниса, Великобритании, США, Франции, Италии. Его тематическая работа «Из искры возгорится пламя» находится в Государственном мемориальном музее им. Суворова в Санкт-Петербурге.
Выставка Виктора Мироненко будет работать до 7 ноября.