Сергей Брилка: Стратегия социально-экономического развития Иркутской области должна быть существенно доработана
24 октября в Законодательном Собрании Иркутской области под председательством спикера Сергея Брилки состоялось рабочее совещание по обсуждению стратегии развития региона до 2030 года. Участие в нем принял депутаты областного парламента, члены регионального правительства, депутаты Государственной думы РФ Сергей Тен и Алексей Красноштанов.
─ Депутаты Законодательного Собрания внимательно изучили представленную стратегию и пришли к выводу, что она должна быть существенно доработана, – подчеркнул спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка. – В проекте обозначено, чего мы должны добиться, но не написано каким образом, за счет каких конкретных мероприятий. В рамках этого рабочего совещания мы и должны сформировать единую позицию по проекту и определиться, как будем работать дальше.
С основным докладом о стратегии, разработанной региональным минэкономразвития, выступил заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов. Разработка стратегии, обусловленная положениями федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ведется с конца 2014 года с привлечение экспертов научного и предпринимательского сообщества, органом местного самоуправления Иркутской области и анализом опыта разработки стратегий развития в других регионах. Стратегия состоит из 7 разделов и пяти приложений, в ней определены такие основные стратегические задачи, как обеспечение достойных условий жизни, создание возможностей для работы и бизнеса и повышение эффективности государственного управления. Прогнозные значения целевых показателей и ожидаемых конечных результатов реализации стратегии были рассчитаны в двух вариантах: реалистичном и оптимистичном. Прогнозируется, что к 2030 году в сравнении с 2014 годом будет обеспечен рост ВРП в сопоставимых ценах по реалистичному варианту на 48,9 %, по оптимистичному – на 81 %. При этом в структуре ВРП прогнозируется снижение доли добычи полезных ископаемых с 20 % до 17 % и рост доли обрабатывающих производств с 13 % до 17 %. Объем ВРП на душу населения также должен увеличиться с 375,5 тыс. рублей на человека в 2014 году до 558,8 тыс. рублей на человека по реалистичному варианту или до 677,4 тыс. рублей на человека по оптимистичному.
В стратегии выделены 10 ведущих отраслевых производственных комплексов, вносящих наибольший вклад в экономику региона: топливно-энергетический, фармацевтический, металлургический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, туристско-рекреационный, строительный и транспортно-логистический. Развитие этих комплексов основывается на строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири», создании энергетических мощностей для крупнейших инвестпроектов (золотодобыча в Бодайбинском районе, освоение Зашихинского месторождения редкоземельных металлов), строительстве Тайшетской анодной фабрики и Братского металлургического завода, обеспечении импортозамещения в авиастроении, продовольственной безопасности, повышении глубины переработки древесины на предприятиях лесного комплекса. В стратегии выделены 6 опорных территорий развития, для которых в едином комплексе будет строиться необходимая инфраструктура: Саяно-Иркутская, Тулуно-Тайшетская, Усть-Кутско-Ленская, Усть-Илимско-Катангская, Братская и Бодайбинская.
─ При изучении проекта стратегии не складывается общая картина проблем региона, – заметил спикер Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка. – Приведен анализ и прогноз не всех показателей социально-экономического развития, а проблемы развития региона проанализированы в отрыве от общероссийской ситуации и без учета межрегионального взаимодействия. Отсутствует встроенность мероприятий стратегии в федеральные целевые программы и концепции, а значит, федеральному центру не будет виден потенциал Иркутской области для решения общероссийских задач».
В ходе обсуждения парламентарии высказали ряд замечаний и предложений, которые должны быть учтены при принятии стратегии. Так, вице-спикер областного парламента, председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова попросила внимательнее посмотреть на деление по территориям развития, а также на проекты, планируемых к реализации в данных территориях, так как не весь потенциал районов учтен. Например, в Тайшетском районе делается акцент на строительстве анодной фабрики, при этом ничего не сказано о строительстве алюминиевого завода, а в дальнейшем развитии Чунского района не учтены проекты Группы «Илим».
─ Мало цифр, конкретных мероприятий, нет амбициозных планов развития и планов реализации налоговой стратегии, необходимо изменить подачу материала», – заметила Наталья Дикусарова. Отсутствие амбициозности в поставленных правительством задачах отметил и депутат Госдумы Сергей Тен.
По словам вице-спикера Законодательного Собрания, председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Андрея Лабыгина, из проекта стратегии не видно развития высшей школы в Иркутской области.
─ Этот вопрос выходит за пределы полномочий регионального правительства, но без развития образования мы не можем говорить о развитии региона в целом, – сказал депутат.
Как сообщил Антон Логашов, стратегия, согласно требованиям федерального законодателя, разрабатывается только в соответствие с полномочиями исполнительной власти региона, работа по развитию высшей школы будет вестись, но не в рамках стратегии.
─ По сути, экономика региона так и остается ресурсной, нет развития интеллектуальной экономики», – отметила председатель комитета по социально-культурному законодательству Заксобрания Ирина Синцова. По ее мнению, также в стратегии должны быть учтены решение проблем экологии, развития молодежной политики, а также решение наболевших вопросов по формированию заработной платы, в том числе касающихся начисления районного коэффициента и процентных надбавок на МРОТ.
Как заметил председатель комиссии по Регламенту областного парламента Владимир Матиенко, Иркутская области находится на последнем месте в Сибирском федеральном округе по обеспеченности жителей спортивными сооружениями, поэтому вопросам развития физической культуры и спорта в стратегии должно быть уделено особое внимание. Депутаты Законодательного Собрания Дмитрий Ершов и Александр Лобанов подчеркнули, что в проекте не учтены стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области.
Кроме того, свое мнение о проекте стратегии сформировала и Контрольно-счетная палата Иркутской области. По мнению председателя региональной КСП Ирины Морохоевой, аудиторы также пришли к выводу, что документ нуждается в серьезной доработке, а его позднее принятие может не правильно отразиться на формировании областного и местных бюджетов. По ее словам, в документе обязательно должны быть данные 2014 года, на базе которого и выстраиваются дальнейшие показатели. Аудит стратегии выявил и ряд некорректных данных.
Подводя итог обсуждения, председатель комитета по собственности и экономической политике областного парламента Ольга Носенко сообщила, что в ходе этого и прошедших рабочих совещаний парламентарии сформировали обобщенный перечень замечаний. В частности, было отмечено, что согласно стратегии не предполагается вклад в развитие фундаментальной науки, способной обеспечить инновационный прорыв в различных сферах экономики, в документе не прописаны механизмы финансирования профилактики заболеваний, повышения доступности медицинской помощи для населения региона. При заявленных задачах – более чем в два раза увеличить к 2030 году объем ввода жилья на одного человека, не указан алгоритм и взаимосвязь развития строительного комплекса с развитием других отраслей. Раздел о развитии опорных территорий основан только на дальнейшем освоении недр и работе предприятий добывающей промышленности, не приведены программы развития этих предприятий, не ясно как они будут участвовать в реализации стратегии, что получат от их работы бюджет и экономика. Нет описания новых инвестиционных, действительно, опорных проектов на ближайшее будущее. Недостаточно раскрыты в проекте стратегии или рассматриваются в непосредственной взаимосвязи только с направлениями развития добывающего сектора экономики и вопросы развития транспортной инфраструктуры. Другие замечания депутатов касались развития лесного комплекса Приангарья, обеспечения продовольственной безопасности, нехватки квалифицированных кадров, обеспечения качественной питьевой водой поселений, развития малого и среднего бизнеса.
Министр экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина согласилась с доводами парламентариев. Она сообщила, что на процесс формирования областного бюджета, к которому правительство совместно с депутатами приступит в ближайшее время, непринятие проекта стратегии не повлияет, так как бюджет формируется на основе прогнозного плана социально-экономического развития области. Было принято решение для доработки проекта стратегии сформировать профильные рабочие группы с участием постоянных парламентских комитетов и комиссий Законодательного Собрания.