Что читают современные дети?
Какой он, литературный герой современного ребенка? Утеряна ли связь с книгой у детей XXI века? Ответы на эти вопросы искали за круглым столом иркутские писатели, ученые, редакторы детских журналов, библиотекари, педагоги и родители.
По мнению Юрия Баранова, члена Союза писателей России, нынешнее поколение ребят читает меньше и хуже предыдущего:
– Современные дети, особенно в начальной школе, читают с большим трудом. Мы в этом возрасте больше разбирались в литературе, лучше усваивали сюжетные линии книг. А сейчас молодое поколение сталкивается с преградой в виде новых информационных средств. Как только дети поняли, что можно уткнуться в айфон и играть, забыв обо всем вокруг, книги перестали их интересовать.
Писатель считает, что нынешние школьники стали более прагматичными:
– Если раньше они спрашивали: «Почему? Почему сосульки капают, когда солнышко пригревает?», то сейчас они все чаще задают вопрос: «Зачем? Зачем я должен ходить в школу? Зачем так долго учиться?». Изменение формы общения с миром и познание его остается часто незамеченным ни родителями, ни учителями. Это характерно не только для нашего региона, но и в целом для страны.
Между тем Елена Горбунова, член редколлегии журнала «Сибирячок», уверена: детская литература сегодня не всегда отвечает высоким стандартам. По ее словам, современные авторы детских изданий не создают принципиально новый продукт, а предлагают продолжения произведений, названия которых известны всем. Это бесконечные новоявленные продолжения книги «Волшебник Изумрудного города», сказки «Буратино, или золотой ключик». Здесь авторы не придумывают ни своего героя, ни своего пространства, ни сюжета. Также она отметила, что современный литературный герой эволюционировал не в лучшую сторону:
– Если литература XIX века ориентирована на ребенка богатых родителей, из которого собираются воспитать мецената, благотворителя, того, кто будет заботиться о народе, то какая эпоха сейчас? Каковы идеалы общества? На днях я прочитала ехидный комментарий одного ребенка о том, что Золушка понравилась принцу не потому, что была трудолюбивой и прилежной, а потому, что стала эффектно выглядеть после того, как над ней поколдовала фея: облачила ее в нарядное платье, хрустальные туфельки и обеспечила золотой каретой.
Пример подобной интерпретации литературной действительности привела и Елена Ташлыкова, воспитатель-логопед детского сада поселка Урик Иркутского района:
– Читаем в группе сказку про старика и золотую рыбку, и ребенок говорит: «Правильно, что старуха его не уважала. 30 лет и три года прожили и ничего не нажили». Понимаете? Они уже по-новому смотрят на мир. Дети уверены, что за 33 года люди должны нажить машину, квартиру и дачу.
По мнению Елены Ташлыковой, в приоритете у детей сейчас мультфильмы. Из 10 человек семь готовы смотреть их каждый день, а читать им некогда и неинтересно. В мультфильмах они ищут своего героя. У мальчиков – Человек-паук, у девочек – принцессы.
Татьяна Бизикова, учитель начальных классов иркутской школы № 64, автор программы внеурочной деятельности «Школа Сибирячка» отметила, что яркой положительной особенностью современных детей является отсутствие штампов касательно анализа характеров литературных произведений:
– Эти дети не смотрят на героя, как мы в советское время: этот – положительный, значит, мы все на него должны быть похожи. Психологический анализ стал свойственен учащимся начальной школы. Они воспринимают Бабу Ягу или Хозяйку Медной горы как сложные образы, и именно такие литературные герои становятся привлекательными для юных читателей.
Говоря о литературных предпочтениях современных детей, педагог отметила, что ребятам симпатичен тот герой, который помогает решить их собственные проблемы, и тот, который близок им изнутри:
– Например, у мальчика, преодолевающего несколько лет сложную болезнь, – герой Добрыня Никитич. Другой ребенок берет зарубежную литературу, ему нравится герой Цацики из произведения шведской писательницы Мони Нильсон. Четвероклассник говорит: «Я такой же, как он. Я в таком же возрасте влюбился, в таком же возрасте у меня события похожие случились».
В разговоре приняла участие гость из Якутии, выпускающий редактор детского журнала «Колокольчик» Мария Никитина. Она отметила, что журнал выходит с 1987 года. Сегодня издавать его сложнее, чем в первые годы выпуска:
– Есть много проблем, но главная – дети не читают. Надо найти особый подход, заинтересовать ребенка, работать с педагогами и родителями. Читающая семья сейчас на вес золота. А еще мало хороших детских авторов: не хватает рассказов, сказок, которые действительно имели бы качественное литературное содержание.
Иркутские книготорговцы не наблюдают спада потребительского спроса на детскую литературу. Оксана Бабошко, креативный директор «Книготорговой группы «ПродалитЪ» подчеркнула, что все больше появляется ребят, которые, прочитав все из детской классики, переходят к взрослым полкам. Популярностью пользуются как отечественные авторы, так и зарубежные. Лидером продаж является фантастика писательницы Натальи Щербы и серия романов о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Очень востребована классическая литература из школьной программы. Часто родители, опираясь на свой опыт, покупают детям книги, которые сами читали в юном возрасте. Это «Вредные советы» Григория Остера, «Фантазеры» Николая Носова. Традиционно пользуются спросом сказки Пушкина, Чуковского, Толстого, Прокофьевой, Драгунского.