Кинопремьера: «Ледокол»
Два капитана и один айсберг
«Ледокол»
Россия, 2016, 120 мин., 12+
Режиссер: Николай Хомерики.
«Ледокол», конечно, никакой не фильм-катастрофа, это производственный фильм, только вместо завода, где трудящиеся выполняют план, у нас на экране ледокол «Михаил Громов», зажатый в антарктических льдах, и суровые мужики в суровых условиях.
Фильм основан на реальных событиях. Насколько история, случившаяся с советскими полярниками в 1985 году, соответствует действительности – вопрос второстепенный. Как все было на самом деле – не важно, важно то – поверим ли мы всему тому, что творится на экране, и заставит ли нас творящееся сопереживать героям.
Команда ледокола уже, наверное, в двадцатый раз смотрит «Бриллиантовую руку», а ледокол колет и колет лед. Прямо по курсу маячит огромный айсберг, который капитан Петров (Петр Федоров) решает обойти. Но айсберг настолько большой, что встречи с ним не миновать. Разумеется, «Михаил Громов» не «Титаник», от легкого шорканья боками ледокол ко дну не пошел, но корпус помял и лишился локаторов, за бортом оказался судовой пес, а потом и его хозяин. Капитан приказывает застопорить машины и спасти человека, хотя это было рискованно для судна. Собачку спасают, а вот человека – нет. Но нам уже ясно, что Петров – капитан хороший, с командой на ты, в общем, свой парень. Это, правда, не ценит старпом (Алексей Барабаш), он шлет донос в Ленинград, капитана обвиняют в гибели человека, отстраняют от руководства и посылают замену, капитана по фамилии Севченко (Сергей Пускепалис).
Севченко полная противоположность Петрову: он превыше всего ставит дисциплину, личными отношениями пренебрегает и быстро настраивает 70 человек экипажа против себя. Отстраненный капитан не может улететь с ледокола из-за поломки вертолета, корабль плотно застрял во льдах, надежды на скорую помощь нет, к тому же судно настигает злополучный айсберг, получивший имя Семен Семеныч, и собирается их раздавить. На судне воцаряется двоевластие, команда на стороне старого капитана, на стороне нового – закон. Старый предлагает действовать самостоятельно, новый ждет инструкций из Москвы, но, кажется, про ледокол все забыли, а беспокоятся о полярниках только жены.
В историю, рассказанную Николаем Хомерики, веришь, даже если знаешь, что все было иначе. Не веришь только в совсем уж невероятный айсберг и в компьютерного морского леопарда, который рычит на Петрова. Кстати, создатели фильма признаются, что с айсбергом переборщили. Но это все действительно мелочи. Перед нами серьезная драма, разыгранная в реалиях позднесоветского времени. Причем визуально и стилистически фильм снят так, как будто снимали его в том же самом 1985 году. То есть выглядит он совершенно несовременно, и в этом вся прелесть «Ледокола». Ну и, конечно же, великолепный актерский состав, даже не состав, а именно ансамбль: в фильме собрались лучшие актеры современного российского кино.