Дружба крепка памятью
Накануне Дня народного единства в поселке Листвянка был открыт реконструированный мемориал памяти японским военнопленным, участникам Второй мировой войны. В церемонии принял участие Генеральный консул Японии в Хабаровске Ямамото Хироюки.
По архивным данным, на территории Иркутской области располагалось более 80 подобных захоронений. Часть была утрачена со строительством гидростанций, часть праха была вывезена на родину специалистами японского Минздрава. В поселке Листвянка располагается на сегодняшний день наиболее сохранившееся кладбище, на котором захоронены военнопленные 5-го лагпункта лагеря № 30.
Еще два десятилетия назад была предпринята попытка облагородить японское захоронение. Но за минувшие годы деревянная ограда и лестница, ведущие к могилам, обветшали. На помощь пришла Национальная ассоциация лесопромышленников «Русский лес». Она не только выделила деньги на реконструкцию, но и постаралась с максимальной точностью воссоздать на русской земле облик именно японского кладбища, с его вертикальными каменными столбиками-памятниками на могилах.
– Здесь захоронено 60 военнослужащих, – рассказал на открытии мемориала директор японского информационного центра Сергей Одинец. – Когда-то кладбище военнопленных и деревенское были разделены, а сейчас слились вместе, похоронив все былые разногласия. В нынешнем виде мемориал непременно станет достопримечательностью Листвянки, привлекая к себе туристов.
По мнению и.о. первого зама губернатора области Владимира Дорофеева, открытие мемориала очень символично.
– Еще в ходе сентябрьской встречи на экономическом форуме во Владивостоке президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ был намечен вектор положительных отношений между двумя странами. Открытие восстановленного мемориала это тоже вклад в укрепление дружественных связей. Мы чтим память всех, кто наводил мосты дружбы, в частности, ухаживаем за могилой Сигэки Мори, мэра города Нэагари, чья частица праха по его завещанию похоронена на кладбище в Шелехове.
По словам генконсула Японии в Хабаровске Ямамото Хироюки, инициатива, проявленная лесным бизнесом к реконструкции мемориала, не случайна: именно с него начались партнерские отношения Иркутской области и Японии.
– В 1987 году я участвовал в церемонии открытия первого совместного японско-советского лесоперерабатывающего предприятия «Игирма-Тайрику». Прошло, считайте, 30 лет, и мне приятно видеть его по-прежнему в числе передовых предприятий лесной отрасли. В будущем году нас ожидает еще один юбилей – 50-летие установления побратимских связей между Иркутском и Канадзавой, и мы готовимся представить иркутянам обширную культурную программу.
Как признался президент национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Тимофей Кургин, взяться за восстановление захоронения их подтолкнул пример японцев, которые в течение 100 лет ухаживают за могилами русских моряков, участников Русско-японской войны.
– У них есть даже музей адмирала Путятина, внесшего большой вклад в развитие российско-японских отношений. Я уж не говорю о прекрасном православном храме в Токио, носящем имя Николая-чудотворца. Он объявлен национальным памятником культуры.
Вполне закономерно присутствие на церемонии депутата ЗС, гендиректора Иркутской нефтяной компании Марины Седых. Япония для компании не просто географическое название, а деловой партнер вот уже почти в течение десяти лет.
– Мы начали сотрудничать с японской национальной компанией Jogmec, специализирующейся в области разведки, еще в 2007 году. За эти годы мы совместными усилиями открыли три месторождения углеводородного сырья. На двух из них ведем совместную добычу. Кроме того, японцы проявляют большой интерес к строительству газо-химического комплекса в Усть-Куте.
– Японцы – закрытая нация, это не мешает находить общий язык?
– Ничуть, мы даже подружились. Разногласия могут быть на дипломатическом уровне, а на деловом, слава богу, идет сближение. И спасибо коллегам из лесной отрасли за открытие мемориала. Память всегда ценна. Без прошлого, как бы это банально ни звучало, нет ни настоящего, ни будущего.
Усилиями лесопромышленников рядом с мемориалом в скором времени будет возведена часовня во имя святого равноапостольного Николая архиепископа Японского, внесшего существенный вклад в налаживание российско-японских отношений. Освещение будущего малого храма и закладку первого камня провел отец Герман.
– Почему ставили крест на могилке? Не просто как символ воскрешения, а чтобы иметь возможность помолиться за близких. Храм же позволяет вознести молитву не личную, а общую. А это более важный момент. По словам господа нашего Иисуса Христа, где двое или трое собраны во имя мое, там и я посредине них есть.
На состоявшейся после открытия мемориала пресс-конференции председатель Иркутского областного общества дружбы «Байкал-Япония» Владислав Поздняк рассказал, что юбилейные мероприятии, посвященные 50-летию установления дружественных связей между Иркутской областью и префектурой Исикава, начнутся уже в этом году.
– В праздновании будут задействованы все города-побратимы Иркутской области: Братск, Ангарск, Шелехов … В Шелехове уже 20 ноября пройдет молодежный фестиваль. Между прочим, начало дружбе положили не официальные власти, а общественники, так называемая народная дипломатия. Первое соглашение о сотрудничестве было подписано между Иркутским отделением общества дружбы «СССР-Япония» и аналогичным обществом дружбы префектуры Исикава. Как говорят японцы, народная дипломатия, – это зеленый газон, где намертво переплелись корни травы. И ничем этот газон не вытопчешь.