Анатолий Аносов: художник из книжки

«Реалистичный, интеллектуальный, строгий», – говорят о нем искусствоведы. «Добрый, интеллигентный, честный», – вспоминают друзья и ученики. В сентябре этого года Иркутск простился с одним их самых талантливых художников Приангарья – Анатолием Аносовым. Он ушел из жизни на 81-м году жизни. По традиции, в память об авторе в галерее современного искусства «Дом художника» состоялась выставка его произведений.

Известность Анатолию Аносову принесли, прежде всего, его работы в книжной графике. И у многих жителей области наверняка есть издания, которые он иллюстрировал. Среди них: «Дом окнами в поле» Александра Вампилова, «Прощание с Матерой» Валентина Распутина, стихи Марка Сергеева, серия «Литературные памятники Сибири». Всего он оформил более 300 книг, большинство из них – во время работы в Восточно-Сибирском книжном издательстве.HN9A7227

– Анатолий Аносов – продолжатель традиции русской графической школы, – считает искусствовед Тамара Драница. – Честность в искусстве, чувство меры, безупречный вкус ставят его работы в один ряд с произведениями лучших мастеров нашего времени.

Офортный станок, на котором работал Анатолий Аносов, был передан его родными в Иркутское художественное училище, где долгое время преподавал художник. Теперь на нем будут обучаться студенты, продолжая традиции иркутской школы печатной графики. Сам Анатолий Аносов в совершенстве владел всеми ее видами, причем предпочитал работать в самых сложных – ксилографии, гравюре и офорте.

HN9A7248

– Говорят, что стать хорошим книжным графиком может не каждый, пусть даже очень достойный автор, – подчеркнула директор галереи «Дом художника» Надежда Куклина. – Анатолий Аносов же начал интересоваться оформлением книг еще будучи студентом Иркутского художественного училища, куда он приехал поступать в 1956 году из Улан-Удэ. После окончания художник продолжил образование в Московском полиграфическом институте. Потом работал в Восточно-Сибирском книжном издательстве, где в должности старшего художественного редактора, ему приходилось оформлять, в том числе, научные и даже сельскохозяйственные брошюры. С чем автор блестяще справлялся.

При этом Анатолий Аносов говорил в одном из интервью газете «Областная», что он никогда не брался за книгу, которая его не трогает. Но, видимо, кругозор автора и спектр его интересов позволяли ему вдохновляться разныHN9A7256ми темами. Интересно, что художник «набивал руку» на экслибрисе – книжной печати с именем владельца, ведь чтобы создать картинку в небольшом формате нужно виртуозно владеть резцом. На его
счету более 200 маленьких графических шедевров. Среди них экслибрисы для писателей Александра Вампилова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, артиста Виталия Венгера, экс-губернатора Бориса Говорина.

Однако художник был также талантлив и в живописи. Любимой темой Анатолия Аносова были байкальские пейзажи и натюрморты, на которых он изображал сибирские цветы. Их он писал в окрестностях своей дачи в Порту Байкал.

Картины, офорты и литографии Анатолия Аносова хранятся в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, Иркутском краеведческом музее, музеях Якутии, картинной галерее Кемерово, музее экслибриса Санкт-Петербурга и во многих частных коллекциях.