Когда мы были на войне
Актер Георгий Дронов приехал на съемки фильма «321-я Сибирская» в Иркутскую область
Художественный фильм о подвиге сибиряков в годы Великой Отечественной войны снимает режиссер Солбон Лыгденов, известный своей работой над фильмами «Сталинград», «Мы из будущего», «Черная молния», «Питер FM».
Интересно, что большую часть натурных съемок киностудия «МонУла Филмз» (Улан-Удэ) проводит в Сибири. Причем 70% из них пройдут в Иркутской области, в качестве съемочных площадок режиссер использует локацию в Нукутском районе и заброшенный завод в Свирске. В фильме снимаются известные российские, немецкие, румынские и казахские актеры. Среди них: Игорь Петренко, Кирилл Полухин, Владислав Погиба и Ян Штефан Вельк. В начале ноября в съемках в поселке Пивовариха принял участие исполнитель главной роли в ситкоме «Воронины» Георгий Дронов. А в массовых сценах снимаются наши земляки – жители Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края, отобранные по результатам кастингов в апреле этого года.
– Идея фильма возникла более десяти лет назад, – рассказал автор сценария и режиссер фильма Солбон Лыгденов. – Я много работал в военном кино, и мне было обидно, что никто не рассказывает про подвиг сибиряков в Великой Отечественной войне. Однако на работу над фильмом меня вдохновил иркутский документалист Александр Голованов, автор книги и фильмов «Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг». Основой для сценария стали наградные листы Вооруженных сил Советского Союза.
Студия планирует выпустить фильм в 2018 году к юбилею Сталинградской битвы, ведь его события происходят в 1942 году, когда немецкие войска вступают на южные земли России. Захватчики уверены в своей победе, однако они сталкиваются с ожесточенным сопротивлением сибирских бойцов. С нацистами сражаются необычные советские солдаты, одни – светлоглазые, огромные, как медведи, другие – маленькие, коренастые, с восточными чертами лица. В основе сюжета история двух братьев – Золто и Одон, причем старший – русский, воспитанный в бурятской семье. Раненый Одон со своим отрядом оказывается в разрушенном Сталинграде. Золто узнает, что его младший брат находится в окружении, и пытается попасть в осажденный город.
– Забайкальский край, Бурятия и Иркутская область не случайно стали нашими основными съемочными площадками, ведь мы хотим, чтобы представители 321-й дивизии, в том числе и артисты массовых сцен, выглядели и говорили как настоящие сибиряки, – пояснил Солбон Лыгденов. – Поэтому мы нашли в нашем регионе объекты и ландшафты, похожие на те, которые были в Сталинграде в годы войны, и наш научный консультант, сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Анатолий Артамонов подтвердил их достоверность. На сегодняшний день мы уже отработали 30% нашего проекта, закончили съемки в Бурятии и Волгоградской области. С приходом весны мы продолжим работу в Иркутской области.
Одну из ключевых ролей в фильме – полковника Кочелаева – исполнил артист Георгий Дронов.
– Мой герой – легендарная личность, артиллерист, прошедший Гражданскую войну, ярый коммунист, причем для меня – это не отрицательная характеристика, – поделился впечатлениями актер. – Как описал его режиссер: «Слуга царю, отец солдатам». Именно этот образ мне захотелось воплотить. Говорят, что есть два типа военных, одни кричат: «Вперед!», а другие – «За мной!» Мой герой из последних. К сожалению, он погиб, но в кино у него более счастливая судьба. Я благодарен режиссеру за возможность сниматься в этом фильме, ведь все, что связано с Великой Отечественной войной, для меня свято!
Роль героя войны Маргариты Андреевой из Осинского района в фильме исполняет иркутянка Мария Балдонова.
– Маргарита Андреева – это девушка, которая в 20 с небольшим лет пошла на войну и стала капитаном третьего ранга, военврачом, – рассказала Мария Балдонова. – Несмотря на то что война – это слезы, боль, и, казалось бы, она от нас так далеко, видимо, у нас есть некая генетическая память о тех событиях. Как иначе тогда не воевавшие молодые артисты так легко входят в это состояние, словно они были участниками боев? Надеюсь, наша романтическая история с одним из героев стала украшением фильма. Кстати, на съемочной площадке мы все были впечатлены профессионализмом Георгия Дронова.
Сам же актер признался, что работа в фильме для него еще и шанс выйти из привычного актерского амплуа:
– От этой работы я жду очень много, во-первых, я хотел бы показать зрителям, что я могу как артист быть другим, не только Сашей или Костей Ворониным. Во-вторых, сейчас фильмы о войне важны как напоминание о том, за что люди отдавали жизнь. Они сражались за своих погибших братьев, разрушенные дома, угнанных в плен родственников. Шли добровольцами на фронт и умирали за нас. За то, чтобы мы смогли появиться на свет и быть свободными людьми. Берегли свою страну как от внешнего врага, так и от внутреннего. Чтобы мальчик уступал место бабушке в троллейбусе, помня о том, что его прадед отдал жизнь за то, чтобы в городе ходил этот троллейбус и был этот город. Ведь мы живем благодаря подвигу этих людей.
Георгий Дронов рассказал, что в его семье воевал дед:
– Мой дед был летчиком. Одна из его военных историй была связана со Сталинградской битвой. Его призвали в 1942-м, когда ему исполнилось 18, и отправили на курсы летчиков в Сибирь. Когда до окончания оставалось меньше месяца, пришла депеша, что их пехотой направляют в Сталинград. Все знали, что это билет в один конец. В ночь перед отправкой они лежали в шинелях на железных кроватях и многие беззвучно плакали. Им было по 19 лет, и они очень не хотели умирать, а утром пришла другая депеша, что все отменяется, потому что произошел перелом в Сталинградской битве. Когда я оказался в окопах на съемочной площадке, я задал себе вопрос: «А как бы я себя повел, если бы был на реальной войне, и надо мной свистели пули, а рядом лежал убитый товарищ, с которым я вчера закручивал махорку?» Если честно, мне стало страшно. И для того, чтобы нам не пришлось умирать за родину, мы должны помнить свою историю.
Заявленный бюджет фильма – 100 млн рублей, ведь помимо масштабных съемок в нем будут трюки и спецэффекты.
– Наши дети за 10 секунд могут назвать 20 супергероев, а героев Советского Союза – ни одного, – сокрушается Солбон Лыгденов. – Поэтому нельзя сегодня недооценивать влияние кинематографа, ведь, например, после выхода фильма «Спасти рядового Райана» даже российская молодежь начала думать, что американцы выиграли Вторую мировую войну. И единственный способ противостоять этому – использовать те же методы. У нас огромный исторический пласт, о котором мы должны рассказывать молодежи. Уверен, что нам нужно создавать новые архетипы влияния.
Студия надеется на спонсорскую помощь и планирует получить финансовую поддержку Министерства культуры РФ, а пока пожертвования на фильм поступают в основном от ветеранов и пенсионеров.