Альбина Цыбикова – художник-легенда
Работы Альбины Цыбиковой медитативны и загадочны, герои в ее картинах погружены в себя и сосредоточены, а пространство мерцает всеми оттенками зари. Выставка легендарного бурятского художника «Бесконечная река жизни» открылась в Галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея после 23-летнего перерыва.
– Творчество Альбины Цыбиковой давно уже стало для Иркутской области, Бурятии символом любви к жизни и глубокого раздумья о человеческой судьбе, – отметила на открытии выставки заместитель директора по науке Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. – Искусствоведы недаром считают, что существует особый цыбиковский стиль, в котором автору удалось гармонично соединить традиции западноевропейской и русской живописи с самобытностью восточной – бурятской и тибетской – культуры. Кстати, в название выставки вынесены слова самой Альбины Цыбиковой, ведь коллеги знали ее еще и как глубокого философа, постоянно размышляющего о природе творчества.
В произведениях Альбины Цыбиковой, действительно, тесно сплелись бурятские мифы, буддийские мотивы и европейские традиции. Однако соединены они не по принципу мозаики, а превращены творческим гением художника в некий прочный сплав, естественный для всякого носителя европейской культуры, живущего в Азии. Всего на выставке можно увидеть около 100 работ, восемь полотен из которых – из фондов Иркутского художественного музея. Остальные произведения предоставил сын автора Александр Важнин. Последняя персональная выставка Альбины Цыбиковой в Иркутске состоялась в 1993 году. Столь продолжительный перерыв обусловлен тем, что большая часть ее работ находилась в частных коллекциях и крайне редко экспонировалась. Интересно, что первая персональная выставка Альбины Цыбиковой состоялась в 1989 году в Иркутском художественном музее, хотя она уже жила в Улан-Удэ.
– Альбина Цыбикова для меня – легендарный бурятский художник, кровно связанный с Иркутском, ведь она была любимой ученицей Галины Новиковой, – отметила искусствовед Иркутского художественного музея Тамара Драница. – Уже в первых ее работах угадывался особый тип мышления, который я бы назвала мифологическим. Она была прекрасным рисовальщиком, тонко чувствовала нюансы ритмического образа, понимала гармонию цвета. При этом строила свои произведения как драматург. Видимо, сказывалось образование, ведь никакой безоблачной идиллии в ее творчестве нет.
Альбина Цыбикова родилась в 1951 году в селе Агинское Читинской области. В 1970 году окончила Иркутское училище искусств. После чего поступила на театрально-декоративное отделение Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, который окончила в 1976 году. В этом же году она приехала в Улан-Удэ и начала работать как художник-живописец. Ломая привычные рамки жанра, в те годы она написала большое количество портретов, введя в них элементы пейзажа и интерьера, каждая деталь которых работала на более полное раскрытие образа. На выставке мы можем видеть такие произведения, как «Автопортрет с красной кружкой», «Дачница», «Пускание мыльных пузырей» и другие, где фон имеет не меньшее значение, чем изображение человека. Большой творческой удачей Альбины Цыбиковой искусствоведы считают монументальную роспись фойе Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева «На земле Гэсэра», которую она создала в 1982 году. Эта роспись принесла ей успех и признание.
– Даже самый маленький и простенький сюжетик Альбины Цыбиковой подразумевает масштаб и пространство, ведь она была еще и монументально одаренным человеком, – подчеркнула Тамара Драница. – Она много работала в этом жанре в Улан-Удэ и в Иркутской области. Говорят, что даже в поселке Усть-Ордынский в заброшенном ДК есть фреска Альбины Цыбиковой.
Искусствоведы считают, что творчество Альбины Цыбиковой, как и многих художников, является отражением ее личной, во многом трагической судьбы. Она рано потеряла родителей, сама ушла из жизни в 1998 году, на самом взлете творческих сил. Наверное потому, что художница так остро ощущала неизбежную конечность любого бытия, она торопилась жить и работать. В ее произведениях мы видим непрерывные размышления о жизненном пути человека. Частый мотив ее полотен – маски. Иногда на них становятся похожи и лица героев, сквозь которые порой можно увидеть несколько возрастов человека. В картине «Молитва» сквозь морщины проступает юный лик.
«Проглядывая сквозь прожитую жизнь, видится молодое лицо, оглядывающееся на долины, прозрачную воду, на уходящую жизнь. Молодое лицо может быть одновременно тем молодым существом, которое живет в каждом из нас до последних дней, или одним из очередных перерождений», – писала об этой работе сама Альбина Цыбикова.
Еще один повторяющийся образ – птица с женским или детским лицом. С ней связана мистическая история:
– Однажды мама ночевала в сенях, в одной деревне Хоринского района Бурятии, и ночью ей привиделось диковинное существо – мальчик с телом птицы, – вспоминает сын художницы Александр Важнин. – Потом это существо стало появляться в ее картинах. А в мастерской, когда она начала его рисовать, стали происходить странные вещи – из стен сочилась вода, хотя ей неоткуда было взяться, собака лаяла на углы и так далее. Позвали шамана, он сказал, что, овеществив эту птичку в своих работах, мама невольно прикоснулась к параллельному миру. Он сделал обряд, и все прошло.
– Альбина Цыбикова затрагивала разные темы в своем творчестве: семья, национальные традиции, бытовые сцены, при этом реальность у нее перекликалась с фантастическим миром, частым мотивом которого были птицы с человеческими головами, маски мистерии Цам, буддийские богини, – подчеркнула Татьяна Огородникова. – В ее стилистике можно увидеть отголоски творчества разных авторов и художественных школ: от Шагала до японских гравюр, от глубокой синевы оттенков Рериха до малахитовой зелени буддийских танка. При этом она была совершенно ни на кого не похожа.
Звание заслуженного художника Российской Федерации Альбине Цыбиковой присвоили в 1999 году, через год после смерти, ведь часто смерть автора заставляет нас иначе взглянуть на его произведения. Работы Альбины Цыбиковой находятся в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова (Улан-Удэ), в Музее истории Бурятии (Улан-Удэ), в Иркутском областном художественном музее, в Государственном музее народов Востока (Москва), в Читинском художественном музее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Наверняка ее творчество еще не раз будет переосмыслено.
Выставка работает до 18 декабря.