23.11.2016 10:17
Рубрики
Фильмы
Теги
#кино
23.11.2016 10:17

Кинопремьера: «Прибытие»

Инопланетяне и лингвист

«Прибытие»

США, 2016, 116 мин.

Режиссер: Дени Вильнев.

А ведь этот фильм мог бы стать сенсацией. Стать вровень с культовыми лентами наподобие «Космической Одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика или «Инопланетянина» Стивена Спилберга. Но что-то пошло не так…

Но что и где? Что превратило «Прибытие» в красивое, но невыносимое зрелище? Где и на чем споткнулся режиссер, и почему фильм так мучительно трудно смотреть?

Наверное, надо начать сначала. «Прибытие» – это экранизация небольшого произведения американского фантаста Теда Чана «История твоей жизни». Тед Чан написал больше десятка новелл, но, как шутят завистники, он получил литературных премий больше, чем написал рассказов.

Тед Чан явление действительно уникальное. Мало того, что он обладатель практически всех возможных премий в области фантастики, он действительно пишет фантастику ХХI века. Пишет так, что порой ощущаешь шевеление извилин в голове, чувствуешь этакий взгляд «бездны с той стороны». Вероятно, Дени Вильнев собирался сделать кино, вызывающее точно такой же эффект. И его не остановило то, что Тед Чан считается неэкранизируемым автором. Наверное, тут-то все и пошло не так.

Многомерный авторский текст просто не уложился в плоскость киноэкрана. Ну, как можно показать вот это: «До того, как я научилась думать на Гептаподе Б, мои воспоминания росли, словно столбик сигаретного пепла, порожденный бесконечно малым тлеющим огоньком, олицетворяющим мое сознание, которое неизменно пребывало в текущей точке настоящего… Обычно Гептапод Б воздействует лишь на мою память, а мое сознание переползает изо дня в день, как и прежде: крошечная светящаяся точка упрямо ползет вперед по стреле времени, с той лишь разницей, что пепел памяти и позади нее, и впереди. И эта точка не горит… светит, но не греет».

В декорациях «Интерселлара», под грустную и величественную музыку Йохана Йоханссона, перед нами разыгрывается драма о жизни и смерти. Точнее, история о человеке, который знал все. Доктор лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) знала, когда родится ее дочь, как она будет расти и как погибнет, видела она и всю свою жизнь и свою смерть.

Эта способность открылась у нее после общения с инопланетянами-гептаподами, которые в один прекрасный день прилетели на своих сигарообразных кораблях в количестве двенадцати штук и опустились на Землю. Правительство и пригласило Луизу Бэнкс, чтобы спросить их о цели визита. Луизе удалось вступить в контакт и «разговорить» инопланетян, но человечество тщетно ждало от них новых знаний об устройстве мира и технологий. Пришельцы просто болтали, но на таком языке, на котором не существовало ни прошлого, ни будущего, все было здесь и сейчас… А потом они улетели, не попрощавшись, и оказалось, что единственным подарком человечеству был этот язык.

Любой лингвист скажет: не язык определяет наше мышление, а наоборот. Но если отбросить всю фантастику, что останется? В сухом остатке один вопрос: «Как человек может жить и радоваться жизни, точно зная, как все закончится»? Вот об этом написал Тед Чан и снял кино Дени Вильнев.