Проект закона о бюджете Иркутской области на трехлетний период принят в первом чтении
На сессии 23 ноября депутаты приняли в первом чтении проект закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Предварительно проект закона рассматривался на заседаниях всех постоянных комитетов и комиссий областного парламента, а также на публичных слушаниях.
Как рассказала министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, в 2017 году доходы областного бюджета предлагается утвердить на уровне 101 млрд рублей, расходы на уровне 110 млрд, планируемый дефицит – 9 млрд рублей. Прогнозируемое снижение доходов областного бюджета связано с несколькими факторами. В частности, федеральным правительством принято решение об изъятии из бюджетов субъектов 1 % от налога на прибыль организаций, вследствие чего Иркутская область в следующем году потеряет 2,1 млрд рублей. Кроме того, решено снизить долю отчислений в бюджеты субъектов от акцизов на нефтепродукты с 88 % до 61,7 %, что также повлечет выпадающие доходы в размере 2 млрд рублей в 2017 году. Реализация третьего этапа так называемого «налогового маневра» повлечет потери для бюджета Иркутской области в размере 800 млн рублей в следующем году. На сегодняшний день также неизвестен объем дотаций на выравнивание региональных бюджетов, который будут распределять в рамках второго чтения законопроекта о федеральном бюджете.
В следующем году в Иркутской области будет действовать 17 государственных программ, через которые будут осуществляться 99,5 % всех расходов. По-прежнему наибольшую часть расходов предполагается направлять на социальную сферу – 71 %, или 78,5 млрд рублей, на бюджетные инвестиции предлагается направить более 8 млрд рублей, которые пойдут на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ, а также на дорожное строительство. На переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, которое должно быть завершено к 1 сентября 2017 года, из областного бюджета будет направлено 2,1 млрд рублей. Учтено и предложение депутатов ЗС о выделении средств на капитальный ремонт учреждений социальной сферы: 643 млн в 2017 году, 671 млн – в 2018 году, 1 млрд 62 млн – в 2019 году. Объем Дорожного фонда составит 7,2 млрд рублей, что на 4,4 млрд меньше, чем в прошлом году. Это связано, в том числе, с решением передать 5 % отчислений от акцизов на нефтепродукты с областного на муниципальный уровень с целью высвобождения собственных доходов муниципальных образований.
Депутат Илья Сумароков обратил внимание на то, что федеральный центр, видя прирост собственных доходов региона, снижает уровень финансовой поддержки. В связи с чем предложил обратиться в Государственную Думу РФ с предложением не сокращать межбюджетные трансферты для Иркутской области. Александр Вепрев спросил за счет чего планируется достигнуть роста отчисления от налога на доходы физических лиц на 4,2 % в следующем году. Наталия Бояринова пояснила, что увеличится фонд оплаты труда, в первую очередь за счет государственных и муниципальных учреждений, что связано с исполнением майских указов президента РФ. Кроме того, создана рабочая группа с участием представителей налоговой службы и правоохранительных органов по борьбе с «серыми» схемами выплаты зарплаты. Председатель Законодательного Собрания Сергей Брилка попросил правительство проанализировать структуру НДФЛ, чтобы понять, в каких отраслях формируется прирост, а по каким возникают проблемы. Владимир Матиенко заметил, что Иркутская область находится на одном из последних мест в Сибирском федеральном округе по финансированию физической культуры и спорта, в связи с чем он спросил, планируется ли увеличение финансирования по данному направлению при корректировке бюджета. Министр финансов пояснила, что увеличение финансирования возможно, однако помимо этого есть еще много нерешенных проблем, и решение о выделении финансирования будет приниматься в порядке приоритетности. Заместитель председателя Законодательного Собрания Андрей Лабыгин предложил создать в рамках государственной программы по развитию здравоохранения подпрограмму по строительству фельдшерско-акушерских пунктов. В настоящее время строительство ФАПов осуществляется в рамках подпрограммы в составе программы по развитию сельского хозяйства. При этом выполнить прогнозируемые показатели не получается, потому что из федерального бюджета софинансирование поступает в объеме менее запланированного. Заместитель председателя областного парламента Кузьма Алдаров спросил, запланировано ли на 2017 год финансирование строительства объектов, предусмотренных Указом президента РФ по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского автономного бурятского округа. Наталия Бояринова ответила, что в следующем году будут выделены средства на продолжение строительства центральной районной больницы в Бохане и ЦРБ в Кутулике, решение по завершению строительства Дома спорта в поселке Усть-Ордынском пока не принято.
В ходе обсуждения проекта областного бюджета также выступили представители Иркутской области в Федеральном Собрании РФ. Сенатор Совета Федерации Виталий Шуба рассказал, что 1 % от налога на прибыль, который со следующего года будет направляться в федеральный бюджет, позволит собрать 121 млрд рублей, которые будут перераспределены на поддержку регионов. Сенатор отметил, что ведет работу над тем, чтобы часть этих средств поступила в Иркутскую область, а также над тем, чтобы, несмотря на рост собственных доходов, в Приангарье, объем дотаций не снизился. В этом году, напомнил Виталий Шуба, размер дотации для области из федерального бюджета составил 5 млрд рублей. Также увеличивается ставка налога на добычу полезных ископаемых, что повлияет на прибыльность предприятий и тоже в итоге скажется на доходах региональных бюджетов. Кроме того, подчеркнул он, будет продолжаться работа над пополнением доходной части регионального бюджета и совершенствованием межбюджетных отношений. На федеральном уровне эта работа ведется активно, теперь, по мнению сенатор, необходимо составить соответствующую «дорожную карту» в Иркутской области, произвести инвентаризацию расходных полномочий на региональном и местном уровнях. Что касается возможностей для получения федеральных средств по другим направлениям, то, отметил сенатор, в этом году еще есть нераспределенные 39 млрд рублей. Решение по распределению этих средств должно быть принято в ближайшее время. «Предложения по Иркутской области сформированы. Работаем над тем, чтобы попасть в число тех, кто получит федеральную поддержку», ─ заявил Виталий Шуба.
Депутат Государственной Думы РФ Алексей Красноштанов сообщил, что в 2017 году на федеральном уровне планируется распределить 20 млрд рублей между наиболее эффективными регионами, и у Иркутской области есть возможность получить часть средств. Он также предложил ежемесячно встречаться всем представителям Приангарья в Федеральном Собрании с региональной властью, чтобы ставить общие задачи. Спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка поддержал идею о необходимости консолидированных действий. Он также отметил, что депутаты областного парламента передадут депутатам Госдумы свои предложения к законопроекту о федеральном бюджете, который через несколько дней будет рассматриваться во втором чтении. Завершая обсуждение, заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова отметила, что, несмотря на все сложности, критической ситуации с бюджетом нет. «В рамках подготовки ко второму чтению комитет также решил рассмотреть наше постановление к бюджету 2016 года, чтобы подвести итог исполнения предложений и рекомендаций», ─ пояснила вице-спикер.
В первом чтении принят проект закона Иркутской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Как рассказал министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко, объем доходов на 2017 год прогнозируется в размере 33,8 млрд рублей, основная часть из которых (33,25 млрд рублей) – средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Расходы также предлагается закрепить на уровне 33,8 млрд рублей. По сравнению с текущим годом доходы и расходы ТФОМС вырастут на 8,2 %. Министр также отметил, что 15,6 млрд рублей из бюджета Иркутской области пойдут на уплату страховых взносов за неработающее население при расчете 9,9 тыс. на человека. Депутат Государственной Думы РФ от Иркутской области Алексей Красноштанов спросил о реализации проекта «Земский доктор» в регионе. Олег Ярошенко сообщил, что с начала реализации проекта в нем приняли участие 298 врачей, в текущем году – 95 врачей. Депутат Ирина Синцова отметила необходимость включения в программу не только врачей, но и фельдшеров, которые могли бы работать в фельдшерско-акушерских пунктах в сельских территориях. Сергей Брилка попросил минздрав подготовить информацию о потребности во врачах в сельских территориях и о том, сколько врачей готовы принять участие в проекте, чтобы предусмотреть необходимое софинансирование в областном бюджете. Депутат Владимир Новожилов предложил пересмотреть подход к целевой подготовке студентов-медиков, отметив, что по целевому договору им должна оказываться реальная поддержка. В настоящее время студенты по окончании вуза не возвращаются в направившую их территорию, и оспорить в суде неисполнение договора невозможно, поскольку муниципалитет не понес никаких финансовых затрат. Заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин рассказал, что в настоящее время комитет изучает опыт других субъектов по закреплению кадров в регионе. «Например, в Красноярском крае действует закон, по которому одаренным детям – участникам олимпиад или набравшим 100 баллов по ЕГЭ – при поступлении в вуз выплачивается стипендия», ─ пояснил вице-спикер.
Работа над законопроектом будет продолжена во втором чтении. Поправки будут приниматься до 2 декабря 2016 года.