Впереди топливный передел?
На рынке АЗС Приангарья новый игрок
На топливный рынок Иркутской области зашел новый игрок, хорошо известный на западе России – «Газпром нефть». По мнению экспертов и участников рынка, это может сыграть положительную роль, в частности, для покупателей, поскольку конкуренция в первую очередь стимулирует повышение качества.
Напомним, что в мае этого года губернатор Иркутской области Сергей Левченко встречался с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером. На встрече обсуждался широкий круг вопросов, в том числе развитие регионального топливного рынка и создание на территории области сети АЗС ПАО «Газпром нефть». Первые автозаправки компании в Иркутской области начали появляться с середины октября. На сегодняшний день их насчитывается 13: в Иркутске, Ангарске, Черемховском и Усольском районах, а также на федеральной трассе «Сибирь». На все станции сети топливо поставляется с Омского НПЗ – собственного нефтеперерабатывающего завода «Газпром нефти».
В пресс-службе компании заявили, что развитие сети АЗС в Иркутской области предусмотрено долгосрочной стратегией региональных продаж. «Решение о выходе и масштабах присутствия на рынке того или иного региона принимается с учетом комплекса факторов. В том числе в расчет берутся потенциал рынка, логистическая доступность нефтеперерабатывающих заводов компании и возможности для развития инфраструктуры хранения и перевалки топлива. Дальнейшее развитие сети в регионе будет зависеть от конъюнктуры рынка», – отметили в пресс-службе «Газпром нефти».
Как рассказали в региональном министерстве экономического развития, на сегодняшний день наибольшую долю (порядка 47%) по объемам реализации ГСМ на топливном рынке области занимает ПАО «НК «Роснефть» в лице дочернего предприятия – «Иркутскнефтепродукт». Чуть больше половины рынка приходится на частных операторов, из которых самой крупной компанией до середины текущего года являлась «КрайсНефть». Однако в ходе реорганизации бизнеса часть АЗС этой организации приобрела Байкальская региональная компания (БРК). Поэтому в настоящее время структура рынка несколько изменилась в части увеличения доли БРК и уменьшения доли у «КрайсНефти».
– Бесспорно, что крупным событием для регионального топливного рынка стал приход «Газпром нефти», – подчеркнула заместитель министра экономического развития области Марина Петрова. – Но здесь следует учитывать, что компания зашла на рынок через механизм франшизы, то есть она на условиях договора передала в пользование нескольким частным операторам свою торговую марку. Поэтому в текущих условиях сложно говорить о формировании полноценной конкурентной среды на рынке и, как следствие, улучшении ценовой ситуации. Это перспективный вопрос развития сотрудничества между правительством Иркутской области и ПАО «Газпром нефть».
Тем не менее Марина Петрова считает огромным плюсом то, что «Газпром нефть», так же как и «Роснефть», имеет собственные нефтеперерабатывающие мощности. А это, по ее мнению, гарантированная ответственность компаний за качество реализуемого на АЗС топлива и приоритетное обеспечение потребности в ГСМ в регионах своего присутствия.
Кстати, с приходом новой компании на рынок АЗС многие водители, судя по форумам, стали отмечать улучшение качества топлива на местных заправках. Более того, за месяц почти на рубль снизилась и стоимость бензина. Правда, участники рынка не связывают это с «Газпром нефтью», ссылаясь на сезонное падение цен. Например, в «КрайсНефти» заявили, что цены на их заправках, прежде всего, зависят от стоимости топлива на бирже. Традиционно осенью спрос рынка на топливо снижается, поэтому могут наблюдаться тенденции по снижению цены и в рознице.
– Мы считаем, что возможное усиление конкурентной борьбы будет работать на развитие рынка, ускорит повышение уровня оказываемых услуг в Иркутской области, поэтому видим позитивный эффект в происходящем, – прокомментировала ситуацию на топливном рынке советник по стратегическому маркетингу ГК «КрайсНефть» Евгения Толстикова.
Что касается качества топлива в регионе, Марина Петрова привела несколько интересных официальных цифр: за 2015 год в результате проведенных проверок качества моторного топлива, реализуемого на АЗС Иркутской области, выявлено всего 6% нарушений. По другим регионам СФО количество выявленных нарушений в среднем достигает 25%. При этом в Иркутской области было проведено самое большое количество проверок из всех субъектов СФО.