Чудеса кимильтейского храма
Свято-Никольский храм в селе Кимильтей – настоящая достопримечательность не только Зиминского района, но и всей Иркутской области. С ним связано немало исторических событий и чудесных совпадений. Судите сами: первое деревянное здание было построено чуть более 245 лет тому назад. Спустя 110 лет началось строительство белокаменного храма. 125 лет назад – в 1891 году – в нем побывал будущий император России Николай II, а ровно через сто лет после этого заброшенное уже здание по решению сельского схода было возвращено Русской православной церкви. Богоугодное дело ознаменовалось чудесной находкой. Во время реставрационных работ на территории храма был найден клад – серебряные монеты 1812 года.
Свято-Никольская церковь видна сразу, едва поворачиваешь на мост к Кимильтею с центральной автотрассы. Величественное и вместе с тем воздушное строение красоты необыкновенной: купола золотятся на фоне голубого необъятного неба, белокаменные стены возвышаются среди приземистых деревенских построек, а вокруг простираются до горизонта поля и луга. Дух захватывает, когда смотришь, – Россия!
Кажется, такая картина была всегда, но это отнюдь не соответствует истине. Несмотря на то что каменный храм в Кимильтее недавно отметил 130-летие, первоначальный облик он обрел всего 10 лет назад. А история его строительства и вовсе ведет начало с XVIII века.
Директор Кимильтейского краеведческого музея Любовь Тарасенко рассказала, что первая церковь в селе появилась в конце 1770 года. Она была деревянная, простояла 110 лет и начала гнить. К тому времени в Кимильтее был открыт кирпичный завод, и сельчане решили вместо деревянной церкви построить белокаменную. Ее строительство началось в 1883-м и было завершено всего за неполных три года.
– В то время Кимильтей был огромным селом – насчитывал 440 дворов, и каждый должен был сдать 30 яиц в месяц… в качестве строительного материала, – пояснила Любовь Тарасенко. – И это не миф. Действительно, при строительстве церквей для скрепления кирпичей использовали яйцо. Когда церковь реставрировали, я специально ходила и смотрела: между кирпичами четко просматриваются вкрапления яичной скорлупы.
Благодаря строительству Московского тракта, который проходил в то время по селу, Кимильтей в XVIII–XIX веках стремительно развивался. Здесь, если верить историкам, было 26 производственных единиц, в том числе кирпичный и кожевенный заводы и целых восемь кузниц. На месте, где сейчас находится музей, стоял дом купца 1-й гильдии Якова Метелева. Его владелец был очень богат, имел магазины в Иркутске, Томске и Омске. В середине 1891 года будущий царь Николай II, в ту пору еще цесаревич, совершая поездку по Московскому тракту в Китай и Индию, остановился в Кимильтее и провел две ночи в этом доме. Достоверно известно, что цесаревич посещал и Свято-Никольский храм, ежедневно бывая на службах.
Из летописи Кимильтея известно, что возведенная сельчанами каменная церковь была разорена в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны в обезглавленном храме располагался зерносклад, а в начале 50-х годов в нем открыли дом культуры и библиотеку.
В 1991 году заброшенное уже здание по решению сельского схода было возвращено Русской православной церкви. Долгих 15 лет ушли на то, чтобы привести храм в порядок. Главным инициатором восстановления стал отец Владимир, с 1999 года – настоятель Свято-Никольского православного храма. На вопрос, как в то время выглядела церковь, он рассказывает:
– От старинного здания сохранилась только нижняя часть. Она была покрыта двускатной кровлей. В разделенном на два этажа помещении в советское время размещались кинозал и библиотека. При этом выполненные по архитектурному проекту окна оказались замурованными – залиты шлаком, во время перепланировки были сделаны сцена, ложи и кинобудка, а здесь, где мы сейчас с вами разговариваем, размещалась билетная касса.
Здание, признанное памятником архитектуры местного значения, судя по сохранившимся фотографиям, находилось в плачевном состоянии. Отец Владимир вспоминает: на чердаке, где давно и прочно обосновались голуби, за много лет скопился слой птичьего помета толщиной более метра! Только для его вывозки потребовалось пять самосвалов! Удивительно, как потолок не рухнул от такой тяжести. Прохудившаяся крыша протекала, и вода, растворяя голубиные залежи, ядовитыми струйками сочилась по стенам…
Для ремонта только одной кровли, по самым скромным подсчетам, требовалось более полумиллиона рублей. Ни приход, ни сельская администрация такими средствами, разумеется, не располагали, однако работа началась. Уже в процессе, увидев на внутренней кладке кирпичных стен явственно обозначившееся основание купола, священник решил не просто сделать ремонт, а вернуть храму исторический облик. На вопрос, не пугало ли отсутствие средств для осуществления столь грандиозного замысла, настоятель отвечает:
– У одного польского писателя есть фраза: чтобы чего-то достигнуть, нужно не цели выбирать по силам, а силы напрягать в соответствии с большими целями.
– И вы стали напрягаться?
– Нет. Мы стали молиться, – улыбаясь, поправляет отец Владимир. – Строительство храма это, прежде всего, выстраивание отношения к Богу. Не стены строятся, а вера. Не надо думать: вот восстановим храм и начнем молиться. Наоборот: будем молиться – и возродится храм!
В 2004 году по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима отец Владимир решил приступить к реконструкции старинной сельской церкви. Согласно историческим сведениям в конце XIX века в Иркутской губернии было возведено несколько каменных храмов с идентичным архитектурным решением и близким декоративным убранством. Первой в этом ряду стоит Свято-Троицкая церковь Зимы. Построенная в 1880 году, она стала образцом, на который, обращаясь с прошением о строительстве нового храма, указывали жители села Кимильтей. Достоверно известно, что план и фасад кимильтейского храма составил известный иркутский архитектор Владислав Кудельский. По его же проекту в 1891 году был возведен храм Казанской иконы Божией Матери города Черемхово. Сегодня, к сожалению, ни один из этих архитектурных памятников церковного зодчества не сохранился в своем первозданном виде.
Однако воссоздать облик кимильтейского храма помогла чудесная случайность. Отец Владимир рассказал, как однажды увидел сделанную до революции фотографию Михаило-Архангельского храма села Уян. Ее обнаружили в домашнем архиве жительницы Куйтуна Пелагеи Ивановны Дружининой. На этой фотографии отчетливо было видно церковное здание. Его-то и взяли за образец для реконструкции здания в Кимильтее.
– Когда, разобрав старые полы, стали производить раскопки открывшегося грунта, мы буквально погрузились в прошлое, – вспоминает отец Владимир. – Каждый метр земли в храме и около него был насыщен историей. То и дело мы находили предметы церковной утвари, монетки, гранитные и каменные надгробия, черепа… Нашли даже останки священника в частично сохранившейся рясе. Стало очевидно – здесь когда-то было место захоронения. По традиции в церкви и около нее хоронили людей, достойных блаженной памяти, но эту память в буквальном смысле слова затаптывали в советское время! Наряду с предметами старины в земле были найдены стекло и множество пробок от водочных бутылок.
С кимильтейской церковью связан еще один интересный случай, произошедший лет десять назад. Тогда, при ремонте поселкового водовода, пришлось раскопать часть территории в ограде храма. Экскаваторщики обнаружили еще несколько захоронений. Со всеми полагающимися почестями останки перенесли на местное кладбище и положили в общую могилу. Видимо, в благодарность за это благодеяние Бог послал награду. Вскоре на раскопках нашли небольшой котелок с серебряными монетами 1812 года. Отец Владимир часть клада тогда отдал в музейный фонд, а часть раздал жителям села и строителям. На счастье.