Бюджет-2017: первое чтение

После годичного перерыва областной бюджет вслед за федеральным перешел на трехлетнее планирование: с 2017 по 2019 годы. Сохранен и программно-целевой метод. Практически все финансовые средства распределены между 17 областными государственными программами.

Дефицитный, но реалистичный

Первое чтение бюджета – это утверждение основных параметров: доходов, расходов и зазора между ними – дефицита. В этом году данная процедура усложняется. Обеспокоенный ростом госдолга регионов, Минфин РФ ввел новое правило: дефицит субъектов РФ не должен превышать 10% доходной части. Выход за пределы этой границы грозит отлучением от дешевых бюджетных кредитов, которыми можно замещать дорогие банковские. Поэтому в бюджете-2017 заложен предельный дефицит – 9 млрд рублей (9,8%) при доходах в 101 млрд рублей и расходах – 110 млрд рублей.

На 2018 год доходы прогнозируются в размере 102,5 млрд рублей, расходы – 108,4 млрд рублей, дефицит – 5,9 млрд рублей. В 2019 году доходы должны составить 103,3 млрд рублей, расходы – 109,1 млрд рублей при дефиците в 5,8 млрд рублей.

Несмотря на то что проект бюджета был предварительно рассмотрен во всех комитетах и комиссиях ЗС, а также прошел публичные слушания, его обсуждение на сессии длилось около двух часов. Предложенные параметры никого особо не вдохновляли. Да, соглашалась областной министр финансов Наталия Бояринова, бюджет дефицитный, по отдельным направлениям весьма жесткий, но реалистичный, позволяющий исполнить все принятые расходные обязательства.

Конечно, его доходная часть могла быть больше, если бы не новые налоговые правила, вводимые со следующего года. Они изымают из консолидированного бюджета 1% налога на прибыль и 33% акцизов на нефтепродукты. В общей сложности потери оцениваются более чем в 5 млрд рублей. К тому же неизвестна окончательная сумма дотаций из федерального центра. Она будет оглашена лишь в декабре при втором чтении проекта федерального бюджета в Госдуме. Поэтому основные параметры областной казны скорректируются на февральской сессии ЗС.

IMG_0353_resize

Приоритетные цифры

Депутат Илья Сумароков предложил депутатам в Госдуме от Иркутской области проследить за справедливым выделением дотаций:

– Когда ее распределяют, то смотрят бюджетную обеспеченность регионов. В Иркутской области она высокая, собираемость налогов тоже высокая – дадим им поменьше. Необходимо, чтобы размеры финансовой помощи были не меньше нынешней. Надо поручить нашим депутатам в Госдуме отстоять интересы области.

Депутата Александра Вепрева интересовало, за счет каких источников намечено увеличение в будущем году на 4,2% собираемости НДФЛ. В основном, как сообщила Наталия Бояринова, за счет увеличения зарплат бюджетников, определенных майскими указами президента. Кроме того, создана рабочая группа с участием представителей налоговой службы и правоохранительных органов по борьбе с серыми схемами выплаты зарплаты.

Продолжая эту тему, спикер ЗС Сергей Брилка попросил правительство проанализировать структуру НДФЛ, чтобы понять, в каких отраслях есть прирост, а по каким возникают проблемы.

Вице-спикер, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин уверен, что строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) должно быть выведено из подчинения минсельхоза и передано министерству здравоохранения.

– Для минсельхоза это не приоритетное направление, за три года построено 18 ФАПов, а на следующий год запланировано уже 35. Вряд ли это будет им под силу, тем более, что российский Минсельхоз сокращает софинансирование. Давайте все деньги, выделенные на следующий год из областного бюджета на ФАПы, а это порядка 50 млн рублей, вложим в отдельную программу их строительства, которую будет курировать минздрав.

С ним согласился председатель областного правительства Александр Битаров, сказав, что переговоры с правительством РФ по переподчинению программы строительства ФАПов минздраву уже ведутся. Переговоры, по его словам, не простые, минсельхоз не хочет выпускать из своих рук это направление, и о том, чем они завершатся, доложит уже на февральской сессии ЗС.

Вице-спикера, председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьму Алдарова беспокоит исполнение 323-го указа президента РФ по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, в котором определено строительство ряда социальных объектов. Предусмотрены ли на них деньги в бюджете?

Наталия Бояринова заверила, что исполнение президентского указа на контроле у правительства, и на следующий год выделяются средства для завершения строительства двух ЦРБ: в поселках Кутулик и Бохан. А вот с последним объектом – домом спорта в поселке Усть-Ордынском – пока вопрос не решен.

– Надо учесть, – добавила она, – что за последние четыре года в четырех районах округа были построены физкультурно-оздоровительные комплексы, предоставляющие широкую возможность для занятия спортом.

По мнению депутата Дмитрия Баймашева, сельское хозяйство не получает необходимой поддержки как из федерального бюджета, так и областного. Обещанной дополнительной дотации так и не поступило.

Действительно, согласилась министр, федеральная поддержка сокращается. Если в 2015 году было выделено 1,3 млрд рублей, в текущем году уже 1 млрд рублей, то на будущий год пока обещано лишь чуть более 700 млн рублей.

IMG_0180_resize

– Но финансовая помощь из областного бюджета на 2017 год не уменьшена ни на копейку. К тому же при декабрьском уточнении бюджета нынешнего года сельхозтоваропроизводители не будут забыты и получат обещанные деньги.

Вопрос депутата Тимура Сагдеева касался финансирования культуры и, в частности, дальнейшего существования проекта «Сто модельных домов культуры – Приангарью». Как пояснила Наталия Бояринова, многие объекты культуры строились и ремонтировались благодаря программе софинансирования из федерального бюджета.

– Еще в этом году пропорции были благоприятными для нас: 82% покрывала федерация и только 18% – область. С будущего года соотношение изменено: 67% – федерация и 33% – область. То есть нам предстоит вдвое больше вкладывать денег. Сейчас изыскиваем дополнительные средства. Модельные дома культуры не софинансировались федерацией, это исключительно проект Иркутской области, начатый в 2011 году. Пока средства на него не предусмотрены.

Командный стиль работы

По мнению принявшего участие в обсуждении члена Совета Федерации от ЗС Виталия Шубы, пока рано списывать из доходной части изъятие 1% налога на прибыль в пользу федерации. Из этих отчислений создается фонд поддержки регионов в размере 121 млрд рублей. Уже, как заверил он, ведется работа по возвращению части этих средств в Иркутскую область, а также по сохранению нынешнего объема федеральных дотаций.

Депутат Госдумы Алексей Красноштанов, два месяца назад приступивший к работе в бюджетном комитете, сообщил, что в 2017 году планируется распределить 20 млрд рублей на поддержку успешных регионов, и у Иркутской области есть возможность получить часть этих средств. По его убеждению, Приангарье может претендовать на федеральные преференции, если его представители в Госдуме и Совете Федераций будут действовать единой консолидированной командой.

– Сегодня мы – каждый за себя, не знаем, за что браться. Наши усилия должно направлять областное правительство. Необходимо собираться хотя бы раз в месяц и определять совместно приоритетные цели и задачи. Тогда будет толк.

Сергей Брилка поддержал предложение о необходимости консолидированных действий. Он также отметил, что депутаты областного парламента передадут депутатам Госдумы свои предложения к законопроекту о федеральном бюджете, который через несколько дней будет рассматриваться во втором чтении.

Завершая обсуждение, вице-спикер ЗС и председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова сказала, что у бюджета есть достаточно серьезные резервы, и надо провести дополнительную работу совместно с муниципалитетами относительно пополнения доходной базы:

– Комитет по бюджету рассмотрит вопрос о выполнении постановления ЗС, принятого год назад при утверждении бюджета-2016. Это поможет оценить результативность и эффективность нашей работы.

Бюджет был принят в первом чтении большинством голосов при трех воздержавшихся.