Эпоха Лебединского

Говорят, что стать художником его вдохновила встреча с известным пейзажистом Иваном Шишкиным. Его учителями были: Николай Рерих, Иван Федоров, Алексей Писемский, Иван Билибин, Василий Матэ и другие выдающиеся художники начала XX века. Все, чему Борис Лебединский научился у этих мастеров, он передал своим иркутским ученикам. Выставка одного из родоначальников иркутской графической школы к 125-летию со дня его рождения открылась в Иркутском художественном музее. 

В двух залах можно увидеть более сотни работ. Это огромные полотна, посвященные природе Байкала, небольшие, но очень красивые этюды, графические листы. Большинство создано в сложнейших печатных техниках – ксилографии и офорта, причем не только на бумаге, но и на шелке. На выставке также представлены архивные фотоматериалы и письма, которые раскрывают другие аспекты биографии Бориса Лебединского, ведь он помимо творческой деятельности преподавал в художественном училище, был хранителем Иркутской картинной галереи и общества охраны памятников.

2C3A3977

– На выставке представлены работы из собрания внука художника – Александра Киселева, часть – из фондов Художественного музея, другая – из Музея байкальской фауны ИГУ, которому принадлежат, в том числе, монументальные пейзажи Байкала, – рассказала научный сотрудник Иркутского художественного музея Анна Потапова. – Дело в том, что Борис Лебединский и ученый Михаил Кожов дружили и часто вместе путешествовали по озеру. Так что эти работы были написаны специально для Музея байкальской фауны. Кстати, именно красота озера и Сибири в свое время пленили Бориса Лебединского и даже заставили его поменять место жительства.

Борис Лебединский приехал в Прибайкалье еще до начала Октябрьской революции в 1917 году «на этюды» и остался здесь на долгие годы. Он родился 17 октября 1891 года в городе Луга, под Санкт-Петербургом, в семье потомственного диакона и мог бы пойти по стопам отца. Но уже учась в духовной семинарии, он принимает решение стать художником. В 1907 году поступает в частное художественное училище барона Штиглица, а еще через четыре месяца переходит в Рисовальную школу Императорского Общества Поощрения Художеств, которую оканчивает в 1913 году.

2C3A3963

– В семье существует легенда, что еще в детстве мой дедушка познакомился со знаменитым пейзажистом Иваном Шишкиным, который жил и работал в имении Дубки, близ Луги, где жила семья Лебединских, – рассказал Александр Киселев. – Случайная встреча мальчика с художником, которого он увидел за работой, поразила детское воображение и стала событием, которое определило в будущем его судьбу.

Весной 1914 года на Международной выставке печатной графики и офорта в Лейпциге его работа «Новгородские стены» получила серебряную медаль. Когда началась Первая мировая война, Бориса Лебединского признали непригодным к строевой службе из-за болезни легких. Зато он в качестве рисовальщика принял участие в нескольких экспедициях. Сначала – в Карелию и Финляндию, а затем – в Красноярск, Минусинск и на Байкал. Именно тогда, когда страна уже находилась на грани катастрофы 1917 года, и состоялось знакомство Бориса Лебединского с Восточной Сибирью. Вернувшись в революционный Петроград, он уговорил жену переехать в спокойный и благополучный Иркутск. В 1918 году он становится членом Иркутского общества художников, а с 1920-го – его председателем. Здесь автор погружается в историю города.

Нужно отметить, что тема исторического города была одной из центральных для Бориса Лебединского. Так, в экспозиции можно увидеть реконструкцию Московских ворот, графические листы «Иркутск – город древний», «Последний рейс ледокола «Ангара».

– Благодаря офортам Бориса Лебединского в Иркутске в 2011 году восстановили памятник архитектуры – Московские ворота, – рассказала заместитель директора по науке Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. – Когда он узнал, что их будут сносить, специально сделал очень точные зарисовки, чтобы в будущем воспроизвести их в своих гравюрах.

2C3A3950

Весной 1932 года Борис Лебединский переезжает в Ленинград и становится научным сотрудником Государственного Центрального Географического Музея, для которого создает большие полотна – «Степь Колыванская», «Байкал. Хмурый день» и другие. Но после того как он соглашается сохранить книги репрессированного друга, ему предъявляют обвинение в «хранении контрреволюционной литературы». 5 апреля 1933 года его осудили к заключению в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на пять лет. Однако ходатайства о помиловании и помощь оставшихся на воле друзей сделали свое дело, и 15 апреля 1934 года автор был условно досрочно освобожден. После этих событий Лебединские переехали в Старую Руссу. Здесь художник вновь создал изостудию, и уже через пару лет его ученики участвовали в выставках в Ленинграде и Москве. В 1944 году Борис Лебединский вновь вернулся в Иркутск по приглашению ИЗО-педтехникума. Кстати, художника не случайно считают основателем иркутской графической школы, ведь одним из его учеников является заслуженный художник России Александр Шипицын, который воспитал в Иркутске целую плеяду молодых талантливых графиков.

2C3A3978

– Я начал учиться у Бориса Ивановича Лебединского, когда был еще третьеклассником, – рассказал Александр Шипицын. – Это произошло благодаря случаю – мой папа познакомился с ним в Аршане, и как два интеллигентных человека, они нашли общий язык. Он привел меня к нему в мастерскую, и я стал ему помогать, потом рисовать, а позднее поступил в училище, где он преподавал. То, чему я научился, будучи ребенком, легло в меня, и, хотя я пытался свернуть с этого пути, у меня ничего не вышло, ведь он навсегда влюбил меня в графику.

Работы Бориса Лебединского находятся в Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Русском музее, а также в музеях Сибири. Выставка будет работать до 15 января, до 12 декабря вход в музей бесплатный.

“Альбомы графики Бориса Лебединского давно стали библиографической редкостью и высоко ценятся коллекционерами. Отрадно видеть, что сегодня память о великом сибирском художнике и общественном деятеле, талантливом педагоге и благотворителе живет в сердцах не только профессионалов, но и многих взрослых и юных ценителей живописного искусства. В середине 60-х годов прошлого века именно Борис Лебединский привлек своим творчеством внимание к проблеме сохранения озера Байкал”.

Спикер Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка