Кинопремьера: «Шпионы по соседству»
В семье не без шпиона
«Шпионы по соседству» (Keeping Up with the Joneses), 16+
США, 2016
Режиссер Грег Моттола.
В пригороде Атланты счастливо живут Джефф Гаффни (Зак Галифианакис), психолог из отдела кадров в научно-исследовательском центре, и его жена Карен (Айла Фишер), работающая дизайнером. Их дети уехали на заслуженный каникулярный отдых, да и сами Гаффни по этому случаю приготовились расслабиться. Но напрасно: аккурат в это время рядом с ними поселились новые соседи – Джонсы: Тим (Джон Хэмм) и Натали (Галь Гадот).
Тим Джонс выдает себя за писателя, автора книг о дальних странах; его супруга Натали притворяется кулинарным блогером. На деле эта семейная чета – опасные шпионы, неизвестно на кого работающие. И рядом с Гаффни они, конечно, поселились неспроста – их очень интересуют кое-какие люди и проекты из того самого научного центра, в котором трудится кажущийся простаком Джефф.
Штука в том, что Джефф Гаффни именно только кажется простоватым. На деле он не без помощи пронырливой Карен враз опознает в притворщиках-соседях тайных агентов. И тогда Джонсам не остается ничего другого, как взять парочку Гаффни «в дело». Во-первых, это нужно для безопасности последних. А во-вторых, Джефф действительно может оказаться небесполезным в процессе разоблачения того зловещего заговора, который окутал деятельность местного НИИ.
Эту довольно проходную, но вместе с тем приятную комедию поставил американский режиссер Грег Моттола, до этого снявший ряд комедий вполне выдающихся. Его «SuperПерцев» (2007) можно назвать едва ли не лучшей тинейджерской киноюмореской десятилетия. А в снятой этим же Моттолой романтической комедии «Парк культуры и отдыха» (2009) сыграли свои лучшие роли тогда еще совсем молодые Джесси Айзенберг и Кристен Стюарт, нынешние суперзвезды.
Наконец, в 2011 году Грег Моттола поставил восхитительную фантастическую комедию «Пол. Секретный материальчик» с британскими комиками Саймоном Пеггом и Ником Фростом, а также незабываемым трехмерным инопланетянином – настоящим чудом компьютерной анимации.
Судя по всему, режиссер Моттола намерен и дальше снимать исключительно комедии, но при этом не повторяться, для каждой следующей картины выбирая совершенно новую для себя тему. На этот раз Грег снял комедию про шпионов. Она, увы, не выдерживает сравнений со всеми предыдущими работами замечательного комедиографа. Но в то же время «Шпионы по соседству» заметно лучше многих прочих легкомысленных картин аналогичного содержания. И картину «Значит, война», и фильм «Особо опасна», и совсем недавнюю ленту «Полтора шпиона» новая работа Моттолы однозначно превосходит.
Главная удача «Шпионов по соседству» (в оригинале картина называется «Успеть за Джонсами») – в соблюдении тонкого баланса между откровенной пародией и почти взаправдашним боевиком. В конце концов в фильм было вбухано 40 млн долларов – не так уж мало для «презренного» комического жанра. И потому «Шпионы» запоминаются не диалогами (да они тут, признаться, и не особенно искрометные), а именно что забавным изобретательным экшеном.
Конечно, большинство сцен «Шпионов» преисполнены еще и наиболее напрашивающихся в данном случае штампов. Но дозы самоиронии, старательно впрыснутые сюда режиссером, настолько лошадиные, что и все эти клише воспринимаются в качестве полезной издевки над «серьезным» шпионским кино.
Такое «двойное дно» (неважно, насколько намеренно привнесенное в картину создателями) делает фильм как минимум очень смотрибельным. Хоть это и жвачка, но именно такая, сладкий вкус которой можно ощущать до самого конца сеанса. Ибо тот факт, что данный фильм снял опытный мастер смеха и фарса, чувствуется за версту – а ведь в Голливуде все меньше людей, способных снимать подобные фильмы на сколько-нибудь должном уровне. В ином режиссерском исполнении «Шпионы», возможно, и показались бы пустейшей и несносной подделкой. Но Моттоле категорически чужд моветон – одно это придает любой его работе какого-никакого веса.
И, конечно, прекрасен в фильме актерский ансамбль – как суперстильная парочка «Хэмм + Гадот», так и филистерский союз «Галифианакис + Фишер». Два этих тандема абсолютно во всем противоположны друг другу. Поэтому искра потешности высекается уже просто оттого, что на протяжении большей части фильма все эти четыре персонажа находятся в одном кадре. Да еще и не просто разговаривают, а перманентно проворачивают кой-какие шпионские делишки. Вечный одиночка Бонд просто локти себе должен искусать от зависти.