Книга: «Был ли Бог математиком?»
Цифры в жизни Вселенной
Марио Ливио
«Был ли Бог математиком?»
Издательство «АСТ», 2016
Астрофизик, сотрудник Института космических исследования НАСА, автор научно-популярных бестселлеров: «Число Бога. Золотое сечение – формула мироздания» и «От Дарвина до Энштейна. Величайшие ошибки гениальных ученых, которые изменили наше понимание жизни и Вселенной» в особом представлении не нуждается. Бог – для него лишь метафора. Ну, еще, наверное, издатели настояли, потому что книги, в названии которых есть слово Бог, лучше продаются.
Понятно, что автор под Богом имеет в виду не бородатого старика, сидящего на облаке, а гармонично устроенное мироздание. Так что, креационисты, сторонники разумного творения, руки прочь, Марио Ливио не ваш адепт. Он, как и Лаплас, отвечая на вопрос Наполеона: «Вы написали такую огромную книгу о системе мира и ни разу не упомянули о его Творце?», может сказать: «Сир, я не нуждался в этой гипотезе».
Книга имеет еще и подзаголовок: «Галопом по божественной Вселенной с калькулятором, штангенциркулем и таблицами Брадиса». И это действительно – галопом, всего 384 страницы, немного формул, таблиц и рисунков. И все это не в ущерб глубине и основательности погружения в тему. Причем написано так, что любой знающий таблицу умножения сможет понять, о чем пишет автор.
По сути Марио Ливио задает себе всего два вопроса. Первый – существует ли математика независимо от человеческого разума? Второй – почему математические понятия применимы отнюдь не только в том контексте, в котором их первоначально разрабатывали?
Это очень важные вопросы. Если перефразировать первый: мы придумали математику, или она была до нас, и мы лишь открыли ее? Это примерно то же самое, что спросить: Бог сотворил нас и Вселенную, или же это мы придумали Бога?
Еще Альберт Эйнштейн удивлялся: «Как так получилось, что математика, продукт человеческой мысли, независимый от опыта, так прекрасно соотносится с объектами физической реальности?»
Марио Ливио пишет: «Наука предлагает абстрактную математическую модель, а спустя какое-то время (иногда десятилетия) выясняется, что эта модель существует в реальности! Так кто же придумал математику – мы сами или Вселенная? Может быть, математика – язык, на котором говорит с нами мироздание?»
По сути, ученый задает детские вопросы, которые лежат на поверхности, но которые не каждый ученый видит. А в науке, как известно, задавать правильные вопросы не менее важно, чем находить правильные ответы.
В конце своей книги он замечает, что вопрос: «Что есть математика – изобретение или открытие?» задан некорректно. Никакого взаимоисключения: математика одновременно и изобретение, и открытие.
«Почему «абстрактная» математика, существующая только в человеческой голове, да и то не во всякой, так хорошо описывает мир?» Отвечать на этот вопрос можно с разных позиций. Эволюционист скажет: «Эволюция в результате естественного отбора дает больше шансов на выживание тем существам, разум которых создал лучшие модели реальности». Если делать упор на логику, то объяснение будет звучать так: «Человеческая логика навязана нам физическим миром и поэтому ему соответствует. Математика происходит из логики, вот почему математика соответствует физическому миру».