Разговор с территориями
Обратная связь с органами местного самоуправления, по словам спикера ЗС Сергея Брилки, помогает депутатам лучше узнать, как работают законы, и скорректировать их в случае необходимости.
Заседание Совета Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований, прошло, как обычно, в режиме видеоконференции. К обсуждению насущных финансовых и социальных проблем области подключилось 35 муниципалитетов.
Приказано штаты не раздувать
Как рассказала вице-спикер ЗС, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, темой эффективности расходов местных бюджетов озабочены все уровни власти – от Совета Федерации до регионального парламента, который месяц назад провел круглый стол, специально посвященный этому вопросу.
Борьба за экономию денежных средств должна начинаться с оптимизации фонда оплаты труда и других расходов на содержание органов местного самоуправления. Необходимо пересмотреть и штатное расписание, распределив более рационально и продуктивно рабочие обязанности.
С целью повышения своей доходной базы муниципалитеты должны, по мнению Натальи Дикусаровой, вести кропотливую работу по выявлению бесхозного имущества, земельных участков и постановке их на учет. Необходимо провести ревизию налоговых льгот и установить экономически обоснованные налоговые ставки. Рекомендуется также активизировать работу по погашению кредиторской задолженности.
Она также предупредила, что хотя депутаты, пойдя навстречу муниципалитетам, продлили еще на год льготы по уплате налога на имущество, это последняя отсрочка. Надо в течение будущего года провести инвентаризацию муниципальной собственности, избавляясь в целях экономии от ненужной недвижимости.
Заместитель областного министра финансов Марина Загария перечислила ряд муниципалитетов, добившихся сокращения непроизводительных расходов своих бюджетов. В их числе города Ангарск и Саянск, а также Балаганский, Зиминский, Иркутский, Казачинско-Ленский, Качугский, Ольхонский, Усть-Илимский и Эхирит-Булагатский районы.
Она также ознакомила с изменениями законодательства в сфере межбюджетных отношений в следующем году. В связи с принятием закона о перераспределении полномочий между районами и сельскими поселениями 3% доходов от НДФЛ будет зачисляться в бюджеты районов, 7% – в бюджеты поселений.
Со следующего года регион передает районам большую часть полномочий по выравниванию бюджетов поселений, оставляя за собой право контроля за справедливым распределением средств из фонда поддержки поселений. Несмотря на то что субсидии за эффективность управления бюджетными средствами сокращаются с будущего года вдвое, тем не менее в бюджете заложена весьма внушительная сумма – полмиллиарда рублей.
Дружины требуют поддержки
Ни одно государство, по мнению председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Бориса Алексеева, не может обеспечить общественного порядка силами лишь правоохранительных органов, без опоры на сознательные слои населения. Поэтому и был принят два года назад областной закон «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области». Все это время депутаты совместно с правительством осуществляется мониторинг за его исполнением.
О результатах такого мониторинга рассказал начальник управления губернатора и областного правительства Геннадий Терехов. На сегодняшний день в регионе действует 70 народных дружин, в которых зарегистрированы 733 человека. Практически все регионы – за исключением Катангского и Шелеховского районов – создали такие добровольные объединения.
– Мне не очень понятно, – заметил Геннадий Терехов, – почему Шелеховский район устранился от этой работы. Ведь еще до принятия закона там активное участие в охране общественного порядка принимали представители казачества.
По его словам, пока еще слабо поставлено материальное обеспечение дружинников. Лишь в 14 муниципалитетах им выделены помещения, только в трех они обеспечены транспортом и пока лишь в четырех для них пошита форма. На этот год муниципалитеты заложили в свои бюджеты расходы на содержание народных дружин в размере 1,3 млн рублей. Но на социальное страхование выделено лишь 25 тыс. рублей.
– Деньги крайне небольшие, – подчеркнул Геннадий Терехов. – А ведь дружинник, выходя на патрулирование, должен быть уверен, что если пострадает, то получит значительную денежную компенсацию.
По мнению советника губернатора, атамана Иркутского войскового казачьего общества Николая Шахова, охрана общественного порядка – достаточно емкое понятие. Оно включает в себя не только пресечение правонарушений, но и розыск пропавших людей, проведение противопожарных мероприятий, борьбу с загрязнением территорий и т.д.
– Там, где народные дружины тесно взаимодействуют с местными администрациями, они являются надежным инструментом для решения вопросов местного значения. Жаль, что некоторые муниципалитеты относятся к дружинам, как к помехам, не оказывая им должной поддержки, – отметил он.
Участники видеоконференции проанализировали также обеспечение органами местного самоуправления единства правового пространства, состояния на местах муниципального жилищного контроля и проведение детской оздоровительной кампании. В заключение Совет утвердил план работы на следующий год.