И жизнь, и слезы, и любовь
Многодетная семья из Верхоленска играет в ансамбле и КВН
О судьбе жительницы села Верхоленск Качугского района Натальи Агаевой вполне можно написать роман, в котором найдется место для любви и трагедии. Одно то, что она одна воспитывает семерых детей, уже достойно восхищения. Но многодетная мама успевает еще преподавать в школе и руководить творческими коллективами в местном клубе.
– И раз, и два, и три, и четыре! – слышится энергичный голос, едва переступаешь порог клуба. – Ника, спинку держи ровнее. Саша, четче выполняй прыжок!
На сцене – разгар генеральной репетиции детского ансамбля. Высокая и крупная женщина, сидящая возле монитора компьютера, успевает одновременно и отдавать команды, и следить за музыкальным сопровождением.
– Мама, ты скоро закончишь? – над русой головой склоняется молодой человек восточной наружности. – Мои уже все собрались, нам тоже репетировать пора.
– Подожди немного, Расим, никак финал не получается. Дети, повторяем еще раз, и-и начали!
Расим – старший сын Натальи Николаевны. Всего же у нее детей семеро. Еще есть 25-летний Сергей, 20-летняя дочь Варвара, 19-летний Александр, семиклассница Валентина, третьеклашка Вероника и младшенькая Аленка. Она нынче перешла в подготовительную группу детского сада.
Сама Наталья по национальности украинка. Родилась в городе Жмеринка Винницкой области. В пятилетнем возрасте родители увезли ее из теплой Украины в холодную Сибирь. Вдохновленные патриотическим комсомольским порывом, они поехали туда, где багульник цветет. В поселке Улькан Казачинско-Ленского района Наталья окончила среднюю школу и музыкальную, а еще встретила свою самую большую любовь – скоротечную, но оставившую в ее судьбе незаживающую рану.
– Я украинка, он азербайджанец – Улькан же в основном строили азербайджанцы. Если доводилось бывать там, видели, наверное, на привокзальной площади даже памятник их национальному герою Фархаду установлен, – вспоминает Наталья. – Получилось так, что за один год я и познакомиться с Расимом успела, и в музыкальное училище поступила, и замуж вышла, и ребенка родила, и мужа похоронила, и учебу бросила.
Познакомились молодые люди в поезде, когда поехали поступать после школы в Иркутск. Расим – математик, мечтал стать студентом политехнического института, а Наталья метила в музыкальное училище. Успешно сдав экзамены, они сыграли свадьбу, а к концу года новоявленный муж и отец поехал к себе в Баку, чтобы повидаться с родителями. В Москве ему неожиданно стало плохо. Врачи определили скоротечный рак крови. Его родители увезли сына в Азербайджан, где он и скончался. Спустя два года после смерти мужа Наталья решила повидаться с родней, а заодно показать им маленького внука. Рассказывает, что встретили их с сынишкой очень хорошо. А увидев, что малыш просто копия их умершего сына, стали слезно просить оставить им ребенка. Даже, говорит, два чемодана доверху набитых деньгами предлагали взамен! Но Наталья на такой «обмен» не согласилась и уехала с сынишкой обратно.
Спустя какое-то время она познакомилась с другим мужчиной. Нажила от него шестерых детей, но брак с ним так и не оформила. И фамилию не сменила. Поэтому они с Расимом по-прежнему Агаевы, а остальные дети по отцу – Димовы. О своей жизни с гражданским мужем Наталья говорить не хочет. Рассказывает только, что растит детей одна и ни на что не жалуется.
15 лет назад семья переехала из Улькана в Верхоленск. Понравилась здешняя природа и красивое село. Наталью сразу же взяли на работу в школу учителем музыки. А еще она одновременно взялась за организацию кружков в клубе. Сначала в состав ансамбля «Ленские дали» входили только учителя, но постепенно стали присоединяться пенсионеры и молодежь. С концертами ансамбль объехал весь Качугский район, непременно заезжая в небольшие забытые богом деревушки. Сегодня слава творческого коллектива гремит по всему району. Признали его заслуги и в области – три года назад ансамблю присвоили звание народного.
Дети подрастали, жизнь постепенно налаживалась. Расим окончил Иркутский лингвистический университет, нашел работу в областном центре, но о своей малой родине не забывал. Постоянно приезжал сначала на каникулы, а потом в отпуск. Благодаря ему в Верхоленск зачастили иностранцы. Заезжих гостей тоже очаровали местные пейзажи, баня, а еще знатные Натальины пироги. Сергей, отслужив в спецназе, тоже переехал в Иркутск, женился, обзавелся ребенком. Дочь Варвара, пойдя по маминым стопам, поступила в музыкальное училище. Решила, наконец, завершить образование и Наталья, став студенткой одновременно с дочерью. Младшие ребятишки все, как один, талантливые, влились в местные творческие коллективы. Как они поют и танцуют, мы увидели сами. Односельчане же рассказывают, что на их семейные выступления собирается все село. Казалось бы – чего желать – живи и радуйся! Но жизнь преподнесла Наталье еще одно испытание – два года назад на мотоцикле разбился 17-летний Саша. Юноша, к счастью, выжил, но из-за сломанного позвоночника остался парализованным. Расим, узнав о несчастье, тут же бросил работу и вернулся домой. Он понял, что матери не под силу справиться с навалившимся горем, в одиночку не поднять взрослого сына, не сделать ему массажи и процедуры, которые необходимы для поддержания здоровья. К тому же в заботе мамы нуждаются еще и младшие ребята!
Впрочем, сам молодой человек не считает свой поступок чем-то особенным. Когда-то мама поднимала его на ноги, теперь он на правах главы поддерживает семью. Да и с работой все хорошо. Расим преподает в Верхоленской школе английский язык. На дверях его кабинета красуется табличка «Мr. Agaev». Здешние школьники благодаря ему основательно подтянули свои знания, а еще открыли для себя КВН.
Справляться с домашними хлопотами многочисленному семейству помогает бабушка Валентина Николаевна. Такая же улыбчивая и энергичная, как дочь. Она и внучат растит, и в ансамбле вместе с ними поет.
Зайдя ненадолго гости, интересуемся у нее:
– Ну и как вам сибирская романтика? Не жалеете, что когда-то выехали из Украины?
– Ничуть, – улыбается та. – Я здесь с такими чудесными людьми познакомилась! 30 лет отработала воспитателем в детском саду, как говорится, от звонка до звонка, а теперь вот решила отдохнуть у дочери. Она у меня одна, а внуков семеро! Вот где романтика!
Ребятишки, обступив маму и бабушку, торопятся рассказать о прожитом дне. Аленка читает заученный стишок, Вероника хвалится новыми танцевальными движениями. Расим показывает фотографии последнего выступления. Крохотный той-терьер, снующий под ногами, вносит еще большую неразбериху и суету, заливисто лая. Только сидящий в инвалидном кресле Саша с улыбкой тихо наблюдает за происходящим.
– Что, надежд никаких на выздоровления нет? – тихонько интересуемся у Натальи.
– Есть, конечно, – безапелляционно заявляет она. – Он у нас уже руками научился двигать, сидеть и переворачиваться. А доктора говорили, что только лежать будет. Нам бы два миллиона где-нибудь найти, говорят, в Южной Корее таких пациентов оперируют, и они потом на ноги встают! Так что надежды мы не теряем, и Саша об этом прекрасно знает. Руки опустить – самое последнее дело. Нам это никак нельзя, поэтому мы будем бороться.