Изъять нельзя отреставрировать
Власти начали подавать в суд на нерадивых владельцев памятников
Бесхозных памятников деревянного зодчества в Иркутске скоро станет меньше, ведь это только на первый взгляд полуразрушенные дома никому не принадлежат. Большинство из них находятся в частной собственности. Владельцы же не делают ничего, чтобы привести их в надлежащий вид. Редко в силу отсутствия средств, чаще всего – в надежде, что памятник развалится, освободив место в центре города. Однако закон сегодня не на стороне недобросовестных собственников, и у многих из них есть риск лишиться своего имущества.
По примеру Дома Шубина
– Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области были направлены 25 исковых заявлений в отношении собственников объектов культурного наследия с целью обязать их начать сохранение и ремонт этих домов, – рассказал заместитель руководителя службы Григорий Ивлев. – Еще 18 исков находятся в стадии подготовки. Наша главная цель – восстановить памятник, пострадавший в результате физического износа и хозяйственной деятельности собственников.
По словам Григория Ивлева, первые положительные решения уже приняты в пользу сохранения памятников. Например, собственник здания по адресу: улица Карла Либкнехта, дом 45, обратился за получением задания на проведение реставрационных работ.
Кстати, этот дом еще называют усадьбой Александра Вержба, по имени иркутянина, семья которого владела им вплоть до его национализации в 1930-х годах. И он является одним из немногих сохранившихся в Иркутске памятников допожарной постройки. Это типичный для того времени дом, отражающий традиции позднего классицизма. Сегодня особняк находится в плачевном состоянии – обугленные и покосившиеся стены, зияющие оконные проемы. Не в лучшем состоянии и флигель.
Специалисты надеются, что собственник одумался и взялся за ум. В противном случае он может лишиться памятника. Сегодня те, кто не намерен исполнять взятые на себя по отношению к объектам культурного наследия обязательства, могут повторить судьбу бывших владельцев Дома Шубина. Напомним, что это первый из сохранившихся в Иркутске деревянных домов, который по постановлению суда был изъят у собственников, не предпринимавших никаких мер в плане сохранения объекта. Кстати, подобных прецедентов в Иркутской области, да и в России, до сих пор не было.
– Существует правовой механизм изъятия памятников из собственности недобросовестных правообладателей, – пояснил Григорий Ивлев. – Он может быть применен в случае, если такие собственники будут игнорировать требования законодательства об охране объектов культурного наследия.
Преступление без наказания
По словам Григория Ивлева, объектов культурного наследия, собственники которых пренебрегают своими обязанностями, в Иркутске немало. В частности, иски уже поданы по трем памятникам, которые расположены по адресам: улица Кожова, дом 11, бульвар Гагарина, дом 14, улица Борцов Революции, дом 11. Чем же интересны эти памятники деревянного зодчества?
Например, жилой дом на улице Кожова интересен тем, что является одним из шести сохранившихся в Иркутске домов, выстроенных с использованием так называемого образцового фасада в стилистике классицизма. В конце XVIII – начале XIX века типовой экстерьер такого дома был разработан столичными архитекторами для камня, с целью улучшения внешнего вида российских городов. В Иркутске, где дерево было основным строительным материалом, фасады часто только имитировали камень.
– Особняк, который является памятником регионального значения, был построен в середине XIX века и предположительно использовался как жилой дом с мастерской, – рассказал Григорий Ивлев. – Одноэтажный деревянный дом на подклете, с Г-образным планом и строгими ставнями в стиле классицизма состоит из основного объема под вальмовой кровлей и равновысокого бокового прируба сеней под двухскатной крышей с торцовым фронтоном. Сруб выполнен из круглых бревен, рубленных в обло (в «чашу», с выступающими концами бревен). Внутренние углы скруглены, а снаружи стены обшиты гладким тесом.
Памятник регионального значения на бульваре Гагарина является одним из немногих уцелевших в страшном пожаре 1879 года – в застройке Иркутска сохранилось всего несколько аналогичных образцов. Деревянный жилой дом был построен в 1880-е–1890-е годы с характерным для Иркутска антресольным (скрытым этажом). Более ранний двухэтажный объем разделен капитальной стеной на две части. Междуэтажное перекрытие неравномерно по высоте и делит его на два этажа. В обращенной на улицу части высота первого этажа больше высоты второго, в остальных – одинакова. Такое архитектурное решение применялось в иркутских домах, чтобы увеличить его полезную площадь, ведь в те годы двухэтажные дома на красной линии улиц строить не разрешалось.
Что касается декора, то на главном уличном фасаде оконные проемы вытянутых пропорций обрамлены наличниками с барочными сандриками (волна барокко пришла в Иркутск позже классицизма). Дом пострадал в пожаре 2005 года и был отремонтирован. И хотя по сравнению со многими памятниками он находится в не самом худшем состоянии, сейчас вряд ли удастся разглядеть его первоначальную красоту, ведь декор фасадов был значительно упрощен и искажен.
Усадьбе Зеленина – доходному дому на улице Борцов Революции, 11, – очень не повезло с расположением. Памятник регионального значения находится в так называемых шанхайских трущобах. Понятно, что место здесь бойкое, люди занимаются бизнесом – им не до культурных тонкостей. Но деревянная застройка различной степени ценности здесь составляет основу жилого массива. К сожалению, выстоять в жестких рыночных условиях шансов у памятников очень мало, ведь на «старый мир» давно уже наступает новый – с железными контейнерами, пестрыми товарами, иной культурой, врезаясь в деревянные срубы металлическими жалюзи. Но усадьба Зеленина, к счастью, еще стоит.
– Каждое здание комплекса на улице Борцов Революции, 11, является ценной исторической опорной постройкой, – пояснил Григорий Ивлев. – Это пример развития объемно-пространственной композиции в процессе уплотнения городской застройки в ХIХ веке. В конце позапрошлого века к северному фасаду дома была сделана пристройка выше основного объема, которая выходила за линию застройки и имела балкон на углу. С дворового фасада дом и пристройка обрамлены дощатыми тамбурами и поздними лестницами. Стены основного объема выполнены из бревен и обшиты с имитацией дощатого руста. Углы рублены в лапу.
Основной элемент декора дома – наличники с сандриками «барочного» рисунка, украшенные «простой и сочной резьбой валют». Кстати, именно такой вид декора окон стал символом деревянного зодчества Иркутска. Хочется верить, что уникальный дом ждет более счастливая судьба, чем та, которую ему уготовил собственник.