14.12.2016 09:08
Рубрики
Фильмы
Теги
#кино
14.12.2016 09:08

Кинопремьера: «28 панфиловцев»

О тех, кто за ценой не постоял

«28 панфиловцев», 12+

Россия, 2016

Режиссеры Ким Дружинин, Андрей Шальопа.

Ноябрь 1941 года. Немцы яростно рвутся в Москву. На волоколамском направлении самым ожесточенным атакам подвергаются позиции 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. У разъезда Дубосеково 28 бойцов, возглавляемых политруком Василием Клочковым, в неравном бою отбивают несколько атак при помощи гранат и бутылок с зажигательной смесью. За четыре часа беспощадного сражения герои-панфиловцы уничтожают 18 фашистских танков.

Как ни удивительно, но в советское время так и не был снят фильм, полностью посвященный подвигу 28 панфиловцев, о котором со школьной скамьи знал каждый житель Союза. Это упущение было исправлено только сейчас – уже поэтому картина практически начинающих режиссеров Шальопы и Дружинина заслуживает внимания.

При этом лента еще и отличается в лучшую сторону от большинства постсоветских фильмов о Великой Отечественной. Ведь почти все режиссеры, бравшиеся за эту священную тему в течение последних 25 лет, принципиально стремились снять такое военное кино, которое никогда не появилось бы при советской власти.

Как известно, апогеем подобных попыток стала дилогия Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2» (2010–2011). Феноменальный дефицит чувства меры, ныне овладевший большим когда-то режиссером Михалковым, привел к тому, что его фильм превратился в непреднамеренную пародию, которую невозможно было смотреть без смеха, смешанного с перманентным недоумением и раздражением.

В «Панфиловцах» же нет ничего раздражающего, а уж тем более гламурного или «разоблачительного». Больше всего это кино напоминает замечательную «Брестскую крепость» 2010 года. И можно с уверенностью утверждать, что как раз за последнюю пятилетку у нас не появлялось настолько же приличного фильма о Великой Отечественной войне, как «28 панфиловцев». И ремейк картины «А зори здесь тихие», и «Битва за Севастополь», и тем более «Сталинград» Федора Бондарчука не выдерживают никакого сравнения с выверенными и уравновешенными «Панфиловцами».

Конечно, с лучшими советскими образцами жанра этот фильм сам не выдержит сравнений. Скажем, создатели даже самых «боевых» военных лент, ставших нашей киноклассикой, ни на минуту не забывали о «драме». А вот авторы «28 панфиловцев» делают ставку прежде всего на продуманность и реалистичность военных действий. Даже обильное использование компьютерной графики не сильно умаляет нешуточную мощь и похвальное правдоподобие этой исторически достоверной картины. Ключевое сражение, под которое отведена львиная доля хронометража «Панфиловцев», вполне можно сопоставлять с аналогичным боем из знаменитой киноповести «Горячий снег» по роману Бондарева.

И главное, что «28 панфиловцев» чрезвычайно убедительны почти во всякой сцене и практически любым своим кадром. И не только потому, что на совесть проработаны историческая и техническая стороны картины. Само повествование и манера его подачи сознательно построены вопреки современным представлениям о кинематографе. В подчеркнуто правдивом фильме на столь серьезную и тяжелую тему именно такая «старомодность» и требовалась.

Если про какую угодно нынешнюю российскую киноленту сказать, что она почти не уступает советским картинам, это будет выглядеть невероятным комплиментом. Про «28 панфиловцев» сказать такое определенно можно. А значит, наш кинематограф можно поздравить с очередной небольшой победой.