Новые поставщики старых услуг
Бизнесу открывают доступ к социальной сфере
Большие перемены ожидаются на рынке социальных услуг. Монополии государства на социальное обслуживание граждан больше нет. Наряду с госорганизациями оказывать помощь пенсионерам, инвалидам могут и негосударственные поставщики услуг. Как и почему в систему социального обслуживания приходят коммерческие и некоммерческие организации, рассказывает первый заместитель министра социального развития Иркутской области Алексей Макаров.
– Президент России Владимир Путин в своем послании наметил, что к 2020 году до 10% бюджетных средств, предусмотренных на финансирование программ, должно быть направлено в негосударственный сектор. Разгосударствление сферы социальных услуг касается не только учреждений социальной защиты, но и здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма. Такая работа ведется по всей стране.
Согласно Федеральному закону № 442 «О социальном обслуживании населения», поставщиками соцуслуг могут быть коммерческие и некоммерческие организации. Наряду с госучреждениями эти структуры вправе воспользоваться бюджетным финансированием при условии вхождения в реестр поставщиков соцуслуг. В «дорожной карте» для субъектов РФ пошагово прописано, как минимизировать имеющиеся административные барьеры.
– Кто войдет в этот реестр и каковы его требования?
– Мы провели мониторинг негосударственного сектора. Выяснилось, что в регионе почти нет негосударственных организаций, которые подходят под требования действующего законодательства. Чтобы получить государственное финансирование, коммерческая организация и НКО должны иметь устав, рассчитать экономически обоснованные тарифы, войти в реестр поставщиков социальных услуг.
С момента вступления ФЗ № 442 в действие в реестре поставщиков значится пока две организации – Благотворительный Фонд «Оберег» и Российский Красный Крест.
– Почему социальные предприниматели все еще неактивны? Что их отпугивает – недостаток информации? Недоверие государству?
– Мы сталкиваемся с ситуациями, когда представители негосударственных организаций на различных площадках говорят – дайте нам доступ к бюджетным средствам! Но когда начинается предметный разговор по вхождению в реестр – они вдруг понимают, что их текущая деятельность не соответствует понятию «социальная услуга». Госуслуги нельзя проводить факультативно, время от времени. Это постоянный, ежедневный, тяжелый труд.
Реестр поставщиков будет неким гарантом качества оказываемых услуг. Организации, попавшие в него, станут открытыми для проверок надзорных органов. Возможно, кому-то не хочется «выходить из тени». Те, кто придут на этот рынок, должны иметь нормативную, инфраструктурную базу, чтобы качественно и цивилизованно предоставлять соцслуги.
– Какие услуги, предоставляемые населению со стороны новых участников рынка, могут стать востребованными?
– Приоритетное направление – это, в первую очередь, социальное обслуживание на дому. Косвенных расходов по реализации этого бизнеса практически нет. Не нужно отдельного помещения, большого штата узких специалистов. Также востребовано стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. В области уже открываются частные пансионаты для пожилых. В каких условиях там проживают бабушки и дедушки, другой вопрос. Этот вид деятельности не лицензируется, но носит обязательный, уведомительный характер. Граждане, которые решили заняться таким бизнесом, сначала должны уведомить Роспотребнадзор и Госинспекцию по труду.
– Есть риск, что с приходом на рынок новых игроков кто-то из государственных соцработников останется без этой самой работы…
– Начнем с того, что основная цель доступа негосударственных поставщиков на этот рынок – развитие конкуренции, а следовательно, повышение качества услуг, оптимизация расходов. В такой среде население будет выбирать, где выгоднее обслуживаться, исходя из тарифов, перечня услуг, графика работы. Госучреждения не будут существовать в прежнем формате, если из них начнут уходить клиенты.
– Как будут строиться отношения новых поставщиков услуг и государства?
– Здесь два пути развития событий. Первый – государство будет возмещать поставщикам фактически понесенные расходы либо полностью, либо частично. Это зависит от категории граждан, которые признаны нуждающимися в соцуслугах.
В индивидуальной программе получателя социальных услуг прописывается, какая услуга оказана. После предоставления документов идет расчет.
Есть региональное постановление о возмещении затрат поставщикам социальных услуг. Ранее там было сказано, что срок возмещения – один год. Мы понимаем, что не у всех организаций есть оборотные средства для работы по такой схеме, это является неким административным барьером для вхождения на рынок. В указанное постановление внесены изменения, и теперь возмещение может осуществляться ежемесячно.
Второй путь – использование закона о госзакупках. По нему будет объявляться конкурс на обслуживание конкретной территории. Такой опыт есть в ряде субъектов Российской Федерации. В конкурсной документации прописываются норма и задание для поставщика. Проведение конкурса станет возможным после формирования реестра поставщиков.
– В регионе создана школа НКО и социальных предпринимателей. Чему учат ее слушателей?
– В школе, работающей на базе учебно-методического центра развития социального обслуживания, есть спецкурс. Там объясняют, что такое социальная услуга, разбирают социальное законодательство. Еще одна наша цель – создать ресурсный центр, который будет постоянно заниматься обучением и консультированием социальных предпринимателей. Нужно, чтобы предприниматели и НКО активнее входили в эту сферу. История создания новой модели рынка социальных услуг начинается прямо сейчас.
Комментарии
Светлана Клецкина, директор учебно-методического центра развития социального обслуживания:
– Занятия в нашей школе начались месяц назад. В них принимают участие физические лица, частные компании, представители некоммерческих организаций. Всего в школе очно обучаются 47 слушателей, заочно – 41. География обширная – представлены города Братск, Усть-Илимск, Ангарск. Занятия в школе ведут квалифицированные педагоги с опытом работы на госслужбе.
На занятиях мы изучаем нормативно-правовую базу. Я вижу большой интерес у потенциальных представителей госуслуг, есть те, кто со временем реально войдет в реестр поставщиков. Уверена – через два года в регионе будет создана принципиально новая модель предоставления социальных услуг населению, основанная на рыночных принципах и отношениях.
Татьяна Кокина, член Общественной палаты Иркутска, руководитель общественной организации «Прибайкальский талисман»:
– Открытие школы и практические занятия – это очень хорошая инициатива со стороны министерства социального развития, опеки и попечительства. Нас просто за руку приводят на рынок, дают практические советы и консультации, разъясняют порядок вхождения в реестр поставщиков, его возможности.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» хороший, но в нем много непонятного. И почти нет реального шанса воспользоваться этим законом, нет объема законодательных знаний. Министерство и школа в этом случае приходят на помощь. Нам говорят – есть ниша, занимайте ее, работайте, а мы подскажем, что делать. Даже если какие-то наши направления не вписываются в стандарт предоставления соцуслуг, минсоцразвития готово искать компромисс, помогать. Приход на рынок соцуслуг – это серьезная перспектива для развития нашей организации.