Загадки и эксперименты Сальвадора Дали
«Сюрреализм – это Я» – нескромно утверждал Сальвадор Дали, будучи одним из самых ярких представителей этого направления. Убедиться в том, что художник не был хвастуном, можно на выставке в Арт-галерее Dias, в название которой вынесены именно эти слова эпатажного сюрреалиста. Она представляет 110 графических работ из собрания петербургской галереи PS Gallery и других российских коллекционеров. Причем многие серии гравюр экспонируются в России впервые.
– Иркутск – один из важнейших духовных центров России, поэтому мы с удовольствием представляем эту выставку, которая поможет ценителям изобразительного искусства открыть новые грани творчества всемирно известного художника, – подчеркнул на открытии совладелец PS Gallery Павел Башмаков.
Он заверил, что все представленные на выставке гравюры – подлинники, так как галерея принципиально не работает с копиями. Более того, на большинстве работ можно увидеть автограф Сальвадора Дали, хотя он подписывал не все произведения печатной графики.
– Открывает выставку самая романтичная серия «Песнь песней царя Соломона», которая выполнена в технике офорта, – начал экскурсию Павел Башмаков. – Здесь Дали впервые в истории данного вида искусства залил в протравленную кислотой медную доску не тушь, а акварель, и линии стали цветными. После этого он использовал литографские камни, чтобы сделать фон. Потом с помощью специального состава приклеил к ним золотую фольгу.
Следующая серия работ «Далинианские лошади» экспонируется в России впервые. Изначально гравюры были выполнены гуашью, а потом воссозданы в технике литографии, среди них: «Пегас», «Единорог», «Троянский конь», «Рабочая лошадь», «Конь смерти», «Святой Георгий», «Весенний конь» и многие другие.
– Все 25 работ впервые экспонируются в России, – подчеркнул Павел Башмаков. – Нужно отметить, что это самая красочная графическая серия Сальвадора Дали. Кстати, особенность литографии состоит в том, что на одну доску нельзя положить больше одного тона. Но в каждой работе так много цветов, что для одной создавали более 100 каменных досок.
Следом представлена серия работ «Фауст» по мотивам произведения Иоганна Вольфганга Гете в технике офорта, которая входит в золотой фонд гравюры XX века. Здесь, чтобы получить сложнейшие наслоения цвета, мастер использовал акварель и распыленную серебряную или золотую краску. Работая над серией, художник пробует разные техники, нанося изображение на металл рубиновым и алмазным острием, добавляя тени и уточняя линии с помощью стальной иглы и резца. Инструменты, изготовленные из материалов с разной твердостью, дают возможность получать штрихи различной глубины и резкости.
– Нужно отметить, что гравюры, посвященные литературным произведениям, представляют собой авторские экземпляры книг, которые помимо рисунков включают коробку, обложку, а иногда и металлические элементы, дизайн которых разработан Сальвадором Дали, и, конечно же, текст, – отметил Павел Башмаков.
На выставке также можно увидеть один из самых скандальных циклов Сальвадора Дали, созданный по «Мемуарам» Джакомо Казановы. Здесь, в технике гелиогравюры, художник, вдохновленный откровениями знаменитого любовника, изображает на бумаге все то запретное, о чем читатели могли только догадываться. Эти 14 пикантных графических листов также экспонируются в России впервые.
В другом зале галереи представлены более крупные работы размером 75 на 53 см. Одна из них, выполненная в технике сухой иглы, посвящена басням Жана де Лафонтена. Другая – одному из самых знаменитых произведений середины XVI века «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Серия, включающая 25 литографий, иллюстрирует человеческие пороки и считается одной из лучших серий Сальвадора Дали. Подготовительные рисунки художник сделал специальным карандашом с войлочным пишущим узлом, что позволило получить особый художественный эффект. Литографии отличает стилистика, напоминающая средневековые гравюры XV–XVI вв.
– «Озорные сны Пантагрюэля» – единственная графическая серия, где Сальвадор Дали не сам придумывал образы героев, – рассказал Павел Башмаков. – Источником вдохновения для художника стало французское издание этого произведения со 120 гравюрами, выпущенное в 1565 году Ришаром Бретоном. Дали взял за основу 25 иллюстраций, переработал их и, как он сам говорил, создал загадку к ребусу. Дело в том, что в рисунках скрыты уже написанные Сальвадором Дали его собственные произведения. Например, здесь можно разглядеть профиль Дон Кихота, элементы космического слона и произведения «Предчувствие гражданской войны» и так далее.
Под каждой литографией помещены небольшие копии работ Бретона, благодаря чему зрители могут сами сравнить, что именно привнес в них Сальвадор Дали. Выставка работает в Иркутске до 22 января. Каждый день на протяжении этого времени в 14.00 и 18.30 будут проходить бесплатные экскурсии.