Молодые учителя выбирают сельскую школу
Судьба школы всегда неразрывно связана с жизнью села. Кипит в деревне жизнь – школа расцветает. Хиреет село – и в учебных классах становится тише. Разъезжаются учителя, родители стараются отправить своих ребят на учебу в более крупные поселки или в город. Но бывают исключения. За последние три года в неперспективное вроде бы село Верхоленск Качугского района приехали пять молодых учителей. В школе появились свои герб и флаг. Создана команда КВН, а школьники объединились в Союз девчонок и мальчишек.
Побывать в школе предложил глава Верхоленского поселения Сергей Шонькин:
– Сходите, не пожалеете! Там теперь столько молодых педагогов – постоянно что-нибудь необычное придумывают!
Но пройдя по коридорам alma mater, мы не встретили ни учителей, ни детей. Собравшись уходить, неожиданно услышали взрыв хохота, доносившийся из-за двери кабинета химии. Оказалось, все собрались на интеллектуальную игру «Где логика?» Две команды – «Ботаны» и «Дельфины», в каждую из которых вошли ученики разных классов – с первого до выпускного, обмениваются сообразительностью. Сейчас, например, по картинкам нужно отгадать известный фразеологизм или крылатое выражение. Не знаю, как у ребят, а меня это задание ввело в ступор. Никаких ассоциаций от трубы с дымом, портрета Менделеева и огромной ассигнации не возникает. Оказывается, здесь зашифровано известное изречение ученого: «Сжигать нефть – все равно что топить печь ассигнациями!» Реабилитироваться во втором раунде ни мне, ни фотокорреспонденту вновь не удается. Опять какие-то невразумительные картинки. Пока раздумываем, «Ботаны» дают ответ: зашифрован афоризм Сократа: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Поглядывая с уважением на интеллектуалов, тихонечко покидаем площадку брей-ринга, чтобы поговорить с директором.
Александр Куницын рассказывает, что эта неделя в школе естественно-математическая, а следующая будет посвящена психологии. Говорит, жаль, что мы торопимся с отъездом, увидели бы еще немало интересного.
Верхоленская средняя школа в нынешнем году отметила 90-летие. В лучшие времена в ней обучалось более 500 человек. Сегодня число школьников сократилось в пять раз. Классы небольшие – самый многочисленный – девятый, там учатся 15 ребятишек. В первом – одиннадцать, в одиннадцатом – три. Но уже на следующий год ожидается весьма существенное пополнение школьников – в Верхоленске и близлежащих деревнях много дошколят. К тому же в последнее время сюда стали все чаще проситься дети из соседних населенных пунктов.
Директор связывает такую популярность, прежде всего, с молодыми педагогическими кадрами, среди которых самое большое число преподавателей-мужчин во всем Качугском районе:
– За последнее время педагогический состав пополнился сразу пятью молодыми учителями. Приехал Расим Агеев – преподаватель английского, я – учитель биологии, моя жена – преподаватель русского языка и литературы, Артем Долгих – преподаватель технологии и Денис Бондаренко – учитель физики и математики.
– Что же вас всех потянуло в сельскую местность? Не смогли устроиться в городе? – ехидно интересуемся у директора.
– Ну почему не смогли? – обижается директор. – Я, например, окончил педуниверситет, четыре года отработал в лицее ИГУ, а потом приехал домой, да не один, а с супругой. Расим тоже прекрасно работал в Иркутске. Просто мы все – выпускники этой школы. У нас действительно интересно работать. Классы небольшие, все дети на виду, природа просто фантастическая. А какой простор для творчества! Мы, например, пару лет назад создали школьный герб и флаг, нынче в честь 90-летия установили мемориальную табличку бывшему директору школы Иннокентию Гавриловичу Шеметову. Он ветеран Великой Отечественной войны, проработал в этой школе более 20 лет, создали Союз девчонок и мальчишек, организовали команду КВН, а еще стали проводить турслеты. Нынешним летом в честь юбилея школы провели мероприятие совместно с Ангинской средней школой. Несколько дней квартировались возле озера Волково. Проходили труднейшую полосу препятствий, играли в волейбол, а после «преодолевали» основной и самый сложный этап – поедание обеда, который ученики сами приготовили на костре.
Высунувшаяся из-за двери кабинета химии всклокоченная голова старшеклассника прерывает воспоминания директора:
– Сан Саныч, ну сколько можно? Возвращайтесь скорее, без вас мыслительный процесс идет туго!
Извинившись, директор спешит оказать поддержку. А мы, переглянувшись с коллегой, хором признаем: «Реально классная школа! Сами бы в такой учились!»