Книга: «Sapiens: Краткая история человечества»
Несуществующие сущности
Юваль Ной Харари
«Sapiens: Краткая история человечества»
Издательство «Синдбад», 2016
С названием у книги вышла какая-то неувязка. Если вы действительно интересуетесь краткой историей человечества, то вам, конечно, надо к историкам или эволюционным биологам. Существует прекрасный двухтомник Александра Маркова «Эволюция человека», который в 2011 году был удостоен премии «Просветитель».
Израильский ученый скорее рисует социальный портрет человечества, уделяя внимание и истории, но с целью лишь показать развитие социальных связей у наших предков. И на этом пути Ной Харари договаривается до очень интересных вещей.
Для эволюционных биологов не является секретом, что сто тысяч лет назад одновременно на Земле жило шесть видов человечества, но к нашему времени уцелел только один Номо Sapiens. Как это ему удалось, какими качествами обладал он, и каких качеств не было у его конкурентов? Вопрос очень интересный, и точного ответа на него еще нет.
Автор утверждает, что Номо Sapiens победил только по одной причине – по причине когнитивной революции, которая произошла в его мозге. Проще говоря, наши предки умели лучше других сотрудничать друг с другом и придумывать несуществующие сущности и верить в их существование, причем верить так, что были готовы отдать за эти сущности жизнь.
Правда, Харари не задается вопросом, что помешало мозгу неандертальца или тех же денисовцев совершить такую революцию. Неандертальцы были вполне успешным видом человечества, они смогли освоиться в холодной Европе, но пришли сапиенсы и всех их перебили… Ах, да, Харари почему-то считает, что неандертальцы были тупыми, но это, кстати, не доказанное научными фактами утверждение. Для расширения кругозора можно почитать Леонида Вишняцкого «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества».
Харари убежден, что индустриальная революция, а значит, и современная цивилизация, не была бы возможна без такого понятия как «компания с ограниченной ответственностью».
Если, например, каретный мастер своей шкурой и имуществом отвечал за свою продукцию, и его бы могли разорить и посадить, если карета у кого-нибудь развалится, то вот владелец фирмы «Рено» не отвечает за каждый свой автомобиль, хотя на каждом написана его фамилия. Каретный мастер не мог развивать производство, инвестировать, так как в любой момент у него могли все отобрать, но «Рено» – выдуманная сущность, и даже если все заводы фирмы сгорят, а машины отправятся на свалку, «Рено» все равно останется, ведь заводы и машины это всего лишь имущество, даже люди, трудящиеся на «Рено», это не «Рено».
«Если бы все сапиенсы вдруг дружно утратили возможность обсуждать то, что не существует в реальности, компания «Рено» исчезла бы в мгновение ока, а вместе с ней деньги, религии, биржи, государства и права человека», – говорит Харари.