28.12.2016 09:54
Рубрики
Власть
Текст
Юрий Юдин
Текст:
Юрий Юдин
28.12.2016 09:54

Разговор с президентом

Двенадцатая ежегодная пресс-конференция президента России Владимира Путина продлилась 3 часа 50 минут. За это время глава государства ответил на 67 вопросов от 48 журналистов.

Встречи президента с журналистами в формате «большой ежегодной пресс-конференции» проходят с 2001 года. Тогда, в июле 2001 года, в пресс-конференции приняли участие 400 журналистов, и было задано 22 вопроса. Самой продолжительной была итоговая пресс-конференция в феврале 2008 года, она продолжалась 4 часа 40 минут, на ней задано 106 вопросов от 80 журналистов. Зато в этом году установлен новый рекорд по количеству участников – на пресс-конференции аккредитовано 1437 журналистов, побит прошлогодний рекорд – 1392 участника.

Первые встречи с журналистами проходили в Круглом зале 14-го корпуса Кремля, входящего в комплекс зданий резиденции главы государства. Зал бывшего здания Военной школы им. ВЦИК мог принять не более 800 человек, кроме того, там постоянно действовали жесткие требования Федеральной службы охраны. С 2012 года большие ежегодные пресс-конференции проходят в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной.

Фото пресс-службы президента РФ
Фото пресс-службы президента РФ

Сейчас пресс-конференция – одно их главных медиа-событий года. Почти неделю 400 человек монтировали оборудование и декорации, которые весят около 35 тонн. Только в интересах трансляции в зале работало полтора десятка телекамер и столько же микрофонов, не считая оборудования телекомпаний-участниц.

Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Путин рассказал о своем отношении к резонансным уголовным делам, к искам Игоря Сечина к СМИ, о том, как оценивает ситуацию на Украине, в Турции и Сирии, об отношении к Дональду Трампу и борьбе с терроризмом. Поговорили и о внутренней политике – о грядущих выборах президента, о пенсиях, налогах, о мосте через Керченский пролив и газопроводе в Крым. Владимир Путин рекомендовал топ-менеджменту госкорпораций быть скромнее, посоветовал родителям не шлепать детей и заявил, что в Кремле рассчитывают не на роботов, а на людей. С полной стенограммой почти четырехчасового общения можно познакомиться на сайте пресс-службы Кремля.

Свой вопрос президенту России Владимиру Путину на ежегодной пресс-конференции задал и редактор газеты «Областная» Дмитрий Люстрицкий. Он касался трагедии, связанной с отравлениями от суррогатного «Боярышника» в Приангарье.

15621861_1259056274159050_5624409804634933407_n

В связи с этими событиями Дмитрий Люстрицкий спросил: «Что вы думаете о мерах, предлагаемых правительством страны по ограничению оборота технического спирта и профилактике таких случаев? А также планируются ли какие-то мероприятия по снижению алкоголизации населения, борьбы с алкоголизмом как социальным злом в целом?»

«В. Путин: Во-первых, нужно сказать: то, что происходит в Иркутске, – это ужасная трагедия, просто нет слов, и страшное безобразие, поскольку контролирующие и прочие органы, которые должны были за этим следить, не предотвратили этой трагедии.

Теперь по поводу того, что там реально произошло. Ряд граждан, причем иностранного государства, организовали работу по производству препаратов для очистки ванн и использовали спирт, который не является ядом. Но один из деятелей этой группы решил отдельно заработать, и, я думаю, не понимая реально, что он делает, добыл (не буду здесь использовать моветон), раздобыл где-то технический спирт и использовал его.

Вопросы, связанные с повышением акцизов, и другие меры, которые правительством предложены, считаю правильными, но запоздалыми, к сожалению. Надо было раньше это сделать.

Ссылки так называемого – в данном случае так называемого – мелкого бизнеса на то, что парфюмерные изделия подорожают, всякие моющие средства подорожают, – мы должны признать после таких трагедий, что эти ссылки не являются достаточным основанием для того, чтобы этого не делать. Вы, наверное, знаете, что пару дней назад я дополнительные поручения правительству дал – сейчас мы видим реакцию. Надеюсь, что все это в комплексе даст нам необходимый результат по сохранению жизни и здоровья наших граждан.

HNnMaOc93pwfX9Y1bsGKiUAR7cwCJ3rn

Теперь по поводу алкоголизации. Да, действительно, это проблема. Кстати говоря, она, может быть, даже не больше, как это ни странно, чем в некоторых других странах, особенно в Северной Европе.

Здесь нужен комплекс мер, который должен осуществляться, – он осуществляется. Это не могут быть меры запретительного характера, хотя некоторые вопросы должны лежать и в этой сфере. Здесь плакатик есть: «А возле Кремля есть пивнушки?» Так вот, не знаю, как возле Кремля, но рядом со школами точно не должно быть, рядом с детскими учреждениями точно не должно быть, и так далее. Такие решения в целом приняты, нельзя только, чтобы они размывались.

Нужно дальше продолжать напряженную, многоплановую работу с алкоголизацией населения. Это и воспитательная работа, это и работа средств массовой информации, о чем я вас очень прошу – поддержать нас в этой работе.

Это чрезвычайно важное направление нашей деятельности, от этого зависит и демография в значительной степени в нашей стране. В общем, это одно из ключевых направлений нашей с вами совместной работы».

«Иркутск. Спирт»

«Областная»: Как попадают на пресс-конференцию к президенту?

Люстрицкий-прессуха

Дмитрий Люстрицкий: Театр начинается с вешалки, итоговая пресс-конференция президента России начинается с аккредитации. Примерно за месяц до события на президентском сайте нужно было заполнить заявку. По каким критериям пресс-служба выбирала участников, неизвестно, но занималась она этим долго и вдумчиво – списки счастливчиков были опубликованы буквально за пять дней до события. Так случилось, что на подобном мероприятии я не впервые, доводилось принимать участие в пресс-конференции президента в январе 2006 года, почти 11 лет назад.

«Областная»: Почувствовали разницу?

Д.Л.: Разница огромная. В 2006 году пресс-конференция проходила в самом Кремле, пропускали по спискам, прямо через проходную у Спасских ворот. Представляете себе – Красная площадь, ледяной ветер, живая очередь из журналистов с паспортами в руках и огромное количество офицеров ФСО с короткоствольными автоматами… Просто голливудское кино какое-то. Сейчас все гораздо цивилизованнее и быстрее – заранее получаешь электронный пропуск-бэджик, сотрудник в штатском его сканирует, проходишь через рамку, как в аэропорту, и все.

Технический прогресс налицо. Сейчас весь задник декорации – огромная телевизионная проекция, качество высочайшее. Но для региональных журналистов условия для работы стали хуже. В 2006 году нас было заметно меньше, а главное, тогда участники пресс-конференции только начинали понимать, что шансы задать вопрос сильно повышаются, если любым способом привлечь к себе внимание ведущего. Сейчас это уже КВН какой-то: все приходят с заранее изготовленными плакатами, флагами и даже с шарфами по типу футбольных с названиями городов и газет. Не пресс-конференция, а стадион перед финальным матчем: красочно, весело, но нормально работать можно только с первых рядов, которые «забронированы» для кремлевского пула и представителей крупных международных СМИ. Например, с моего места из-за плакатов было видно только голову ведущего – пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, и то так… примерно по его знаменитые усы. А президента наблюдал и вовсе на телевизионном экране.

«Областная»: Пресс-конференция на экране телевизора и вживую отличается?

Д.Л.: Конечно. Мне кажется, за рамками телеэкрана остается большая часть эмоций. Например, все четыре часа шел конфликт между журналистами и операторами. Те, кто высоко поднимал плакаты, перекрывал кадр телевизионщикам. От камер летели нелестные комментарии, градус диалога накалялся, полушепотом уже пошла лексика, далекая от нормативной… В конце концов это стало заметно президенту, и прямо в прямом эфире Путин за операторов вступился, попросил держать плакаты ниже. И телеоператоры – это вообще-то такая негромкая профессия на телевидении – оторвались от своих камер и устроили президенту овацию.

Нужно отметить высокий профессионализм пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Он мастерски управлял процессом – сценарист, режиссер и исполнитель в одном лице.

«Областная»: Вопрос получилось задать не сразу… Переживали?

Д.Л.: Учитывая крайне неудачное место, шансы были невысоки. Да и плакат у меня был рукописный и такой… невзрачный, просто два листочка формата А4. Мне кажется, идти на пресс-конференцию, как на первомайскую демонстрацию, с заранее изготовленным транспарантом, неправильно.

Но в определенный момент Песков все-таки поймал взглядом мой плакатик, сделал какую-то пометку – и отдал вопрос другому. Думаю, все – вопрос признан негодным, да и мероприятия четвертый час пошел, так что надежды мало. Но все-таки тема выстрелила.

«Областная»: Почему именно такой вопрос?

Д.Л.: Мне кажется, важно узнать, знает ли президент о проблеме, а если знает, то, что именно? И каково его отношение? По некоторым сообщениям в федеральной прессе можно было решить, что это такой курьез – «ах, в Сибири пьяницы напились ядовитой жидкости для чистки ванн и померли».

Оказалось, что Владимир Путин ситуацию знает, и даже в подробностях. И понимает, что это вопрос не только правовой, касающийся регулирования оборота технического спирта, но социальный, тесно связанный с необходимостью профилактики пьянства. Уже после конференции, в кулуарах, подходили коллеги и говорили, что употребление суррогатов алкоголя и кустарно изготовленных спиртных напитков проблема не только Иркутской области, но и других регионов. Пьют, травятся и все равно пьют. Так что, в каком-то смысле мы сейчас действительно в авангарде борьбы с этим злом.