Двое на корабле

«Пассажиры»

США, 2016, 116 мин.

Режиссер: МортенТильдум

Космоса в прошедшем декабре было много. «Звезда смерти» в новых «Звездных войнах» тренировала свой смертоносный луч, Бекмамбетов затащил в «Елки 5» настоящего космонавта, а революционерка из «Голодных игр» Китнис (Дженнифер Лоуренс), которую теперь зовут Аврора Лейн, проснулась на борту космического лайнера раньше положенного времени.

Впрочем, во всех упомянутых фильмах космос выступает лишь как предчувствие. Галактический размах проступает только в «Звездных войнах», в «Елках» космос всего лишь эпизод, а в «Пассажирах» он только фон для истории любви.

Итак, что мы имеем? Огромный космический корабль «Авалон» бороздит просторы Вселенной. Он держит путь на планету, пригодную для жизни, на борту 5000 пассажиров и 258 членов экипажа. Все люди лежат в капсулах гибернации, спят они уже 30 лет и проспят еще 90, так как путь не близок – 120 лет. Планируется, что колонисты проснутся за четыре месяца до прибытия, восстановят свои силы, пройдут курсы дополнительного обучения и построят прекрасный новый светлый мир на планете, похожей на Землю.

Однако что-то идет не так: механик по имени Джим Престон (Крис Пратт), проснувшись, обнаруживает, что все еще спят, а лететь до цели не четыре месяца, а 90 лет. Обратно залезть в капсулу и заснуть у него не получается, и Джим понимает, что он состарится и умрет в одиночестве. Такая перспектива его не радует, хотя в его распоряжении находится целый высокотехнологичный мир. На корабле есть спортзал с баскетбольным кольцом, настоящий бассейн с настоящей водой, в столовой ему подают завтраки обеды и ужины, к его услугам компьютерные игры и даже бармен робот-андроид (Майкл Шин), способный поддержать светский разговор и налить виски. Короче, живи и радуйся. Но разве это жизнь…

Джим выдерживает чуть больше года. Под конец доходит до ручки и даже собирается самоубиться, однако передумывает. Вместо этого он будит понравившуюся блондинку по имени Аврора (Дженнифер Лоуренс). Естественно, все это он выдает за технический сбой, и Аврора ничего не подозревает. Перспектива состариться и умереть с симпатичным механиком поначалу ее не радует, но потом она понимает, что деваться-то некуда, надо довольствоваться тем, что есть. Правда, есть одна проблема, Аврора все-таки узнает, что проснулась она не от технической неполадки, а от того, что Джиму было страшно одиноко. Она даже попытается убить механика, но быстро поймет, что лучше от этого ей не станет. К тому же на корабле возникнут действительно серьезные проблемы, требующие немедленного решения, так что будет не до мести.

Вот и весь фильм. По сути, «Пассажиры» – это грандиозная обманка, которая в трейлере обещает нам космические приключения чуть ли не в духе «Чужих», а на деле оказывается обычной мелодрамой. Но это тот случай, когда в сценариста и режиссера не хочется кидать тухлыми помидорами. Во-первых, все очень красиво – и корабль, и космос. Есть, конечно, претензии чисто технические, но это не важно. Во-вторых,  Дженнифер Лоуренс чудно как хороша. Она действительно большая актриса, и ее ждет впереди еще не один «Оскар». И в-третьих, кино у Мортена Тильдума получилось таким уютным и домашним, что в нем прямо хочется жить.