Александр Величко: Наша задача – развивать социальное партнерство
Тайшетский район – западное пограничье Иркутской области. Когда-то здесь стабильно развивалась промышленность, сельское хозяйство, лесопереработка. За последние годы муниципалитет сильно сдал свои позиции. О планах по выходу из кризиса рассказывает новый мэр Тайшетского района Александр Величко.
– Александр Владимирович, как сегодня живет ваш район?
– На фоне других муниципальных образований области, возможно, мы выглядим скромно. Тайшетский район – глубоко дотационная территория – наш бюджет составляет 1,4 млрд рублей, из них 1 млрд – субвенции из области.
Исторически сложилось, что наш район – сельскохозяйственный, но эта отрасль, к сожалению, в последние годы развивается низкими темпами. У нас зарегистрирован ряд КФХ, но для крестьян нет рынка сбыта, и надо это признать – ценовую политику на сельхозпродукцию мы не контролируем. Наш рынок занят продукцией из Красноярского края, Омска.
Тем не менее есть люди, которые вкладывают силы и средства в развитие сельского хозяйства. Например, генеральный директор ООО «Труд» Любовь Гореликова берет под свое крыло вымирающие колхозы, наладила переработку молока и мяса.
– Про кадровые проблемы на территории, наверное, лучше не спрашивать…
– Мне всегда обидно, когда молодые уезжают и не возвращаются в район. Едут куда угодно, большинство – в Красноярский край. Мы для себя обучили 10 специалистов в области медицины и образования. И молодежь готова приехать, но здесь нет жилья.
Средства, которые мы сами зарабатываем в виде налогов, используем неэффективно. Например, отдали частникам все свои котельные и имеем долг за услуги теплоснабжения 80 млн рублей. То есть бизнес зарабатывает на нашем имуществе, а мы не всегда правильно строим с ним отношения…
– И как исправить положение?
– Сегодня однозначно принято решение – стоимость услуги по теплоснабжению будет снижена. Это высвободит в бюджете района около 20 млн рублей, тогда появится возможность решать другие вопросы бюджетной сферы. За два года во всех школах района будут приведены в порядок канализация, водоснабжение, построены теплые туалеты.
Наша задача – развивать социальное партнерство. Сегодня, например, в городе нет автостанции. Люди в соседнем универмаге греются в ожидании автобуса. К осени 2017 года мы решим эту проблему.
В Бирюсинске без бюджетных денег была построена лыжная база. Там, где работают главы, дело идет. Главное – не мешать бизнесу, а помогать, грамотно выстраивать с ним отношения.
По договорам социального партнерства мы плотно работаем с лесозаготовителями. Наводим порядок в строительной отрасли, выводим из тени незаконно работающие предприятия, которые возят ПГС. В планах – создать свое предприятие по строительству дорог, где будут осваиваться средства дорожного фонда поселений Тайшетского района.
– А каковы перспективы в области дорожного строительства?
– Сдвинулся с мертвой точки вопрос по автодороге Тайшет – Шиткино – Шелаево. Этой темой долгое время занимается заместитель председателя Законодательного Собрания, депутат Наталья Дикусарова. Дорога включена в заявку на федеральное финансирование на ближайшие три года, выделены средства в размере 24 млн рублей на разработку проектной документации. Деньги уже заложены в бюджет области, проектные работы ведутся, планируется, что заключение экспертизы будет готово в 2017 году. Строительство автодороги Тайшет – Шиткино – Шелаево начнется в 2018-м.
– Есть ли новые проекты в аграрном секторе?
– Мы много лет пытаемся построить свинокомплекс на 12 тыс. голов в селе Тагул. Стоимость объекта – 600 млн рублей. Этот вопрос решается на уровне областного минсельхоза. Сегодня идет восстановление технической документации и прохождение экспертизы проекта. Новое производство – это собственная переработка мяса, 100 рабочих мест, налаженный рынок сбыта мясной продукции и зерна для наших фермеров.
Второй наш большой проект – строительство тепличного комплекса на базе бывшего гидролизного завода в городе Бирюсинске. По этому вопросу также работаем с областным минсельхозом.
– Какие еще точки роста района можно назвать?
– Мы давно говорим о строительстве анодной фабрики. Это абсолютно реальный проект – названа дата запуска предприятия: 31 июля 2019 года. Здесь будет 400 рабочих мест. На период строительства – 600 рабочих мест… Создание стабильного предприятия с достойной оплатой труда стабилизирует социальное положение, улучшит качество жизни населения Тайшетского района.
Работа найдется всем, приедут молодые специалисты, для которых строится жилой городок. Нет нечего сложного в том, чтобы переориентировать учебный процесс нашего городского училища на подготовку новых специалистов.
Мы связываем надежды с расширением и реконструкцией станции Тайшет. Железная дорога – один из главных плательщиков в местный бюджет. Если станция увеличит пропускную способность, значит, появятся новые рабочие места, поступления в бюджет.
Вот такой вектор работы на ближайшую перспективу. Планы реальные, будем работать.