Кинопремьера: «Закон ночи»
Город бутлегеров
«Закон ночи» (Live by Night), 18+
США, 2016
Режиссер: Бен Аффлек
По окончании Первой мировой войны Джо Коглин (Бен Аффлек) возвращается в родной Бостон. Там его ждет отец-полицейский (Брендан Глисон), а также… полнейшее отсутствие каких-либо перспектив.
И тогда Коглин-младший идет в бутлегеры. Но губит Джо не эта противозаконная деятельность, а связь с распутной Эммой (Сиенна Миллер) – женщиной его босса. Спасаясь от ревнивого мафиози, Джо перебирается во Флориду, где со временем и сам возглавляет настоящий преступный синдикат. Однако даже счастливая встреча с добропорядочной Грациеллой (Зои Салдана) не может заставить Джо позабыть порочную любимицу гангстеров Эмму.
Четвертая режиссерская работа достаточно горемычной суперзвезды Бена Аффлека с легкостью укладывается в канон, давным-давно реализованный великим режиссером Мартином Скорсезе. Как и его старший коллега, Аффлек – человек образованный, деликатный и интеллигентный. Но Мартин вырос в Нью-Йорке, а Бен – в Бостоне. Став режиссерами, оба принялись воспевать банды, шайки и группировки своих родных городов.
Десять лет подряд Аффлек считался посредственным, но чрезвычайно знаменитым киноартистом, снимающимся в основном в однодневных блокбастерах. Как режиссер он дебютировал в 2007 году, поставив замечательный драматический триллер по роману Денниса Лихэйна «Прощай, детка, прощай». А через три года снял не менее удачное криминальное кино «Город воров». Таковым городом, разумеется, предстал в картине Бостон.
Спустя пять лет он разразился своей лучшей на данный момент картиной – «Операцией “Арго”» – основанным на реальных событиях и донельзя занимательным фильмом об одном из эпизодов исламской революции 1979 года. Эта работа была номинирована на семь «Оскаров» и получила три из них, в том числе за лучший фильм года. Тогда все окончательно поняли, что из неважного актера Аффлек вырос едва ли не в самого многообещающего режиссера современного Голливуда.
Впрочем, в «Законе ночи», как и в двух предыдущих своих картинах, Аффлек не стесняется совмещать режиссерские обязанности с исполнением главной роли. Отчего-то в собственных фильмах Бен играет почти безукоризненно. В роли Джо Коглина, этого «благородного гангстера», он выглядит весьма достойно и совершенно естественно. То есть прямо-таки в тысячу раз лучше, чем в постылом костюмчике Бэтмена.
«Закон ночи» определенно удался и во всех прочих отношениях. Фильм вновь основан на романе Лихэйна – возможно, лучшего криминального автора из ныне пишущих. Воссоздание эпохи сухого закона, Великой депрессии и вообще американских двадцатых-тридцатых проделано любовно, вдумчиво, с видимым тщанием. Но глаз от экрана не оторвать, конечно, не только по этой причине – картина еще и предельно динамично, живо, «вкусно» поставлена.
Очень захватывающи, в частности, боевые сцены с автопогонями и перестрелками из «Томми-ганов». Однако главное, что мы здесь наблюдаем, – это ту крайне редкую, уникальную состоятельность режиссера, исполняющего в собственном фильме главную роль: единство, так сказать, разума и чувств, лица и мыслей. До Аффлека казалось, что в Голливуде XXI века на это способен один только Клинт Иствуд. Кстати, Бена уже не первый год называют достойным преемником славного актера и постановщика Клинта. Но полностью согласиться с этим получится лишь тогда, когда Аффлек перестанет сниматься в чьих-либо фильмах, кроме собственных. Все поклонники хорошего современного кино очень рассчитывают именно на такой поворот в его карьере.