Миниатюрные храмы мастерит иркутянин по историческим фотографиям

Иркутянин Олег Пущенко воссоздает по документальным фотоснимкам миниатюры часовен и храмов, варварски разрушенных в 30-х годах прошлого столетия. Среди экспонатов – Иннокентьевская часовня, Грузинский кафедральный собор Святой Троицы, Ильинская церковь. В планах – сделать реальную панораму старого Иркутска.

Реанимация детской мечты

Для несведущего человека мастерская Олега Пущенко – настоящая свалка. Комната завалена образками пластика, баллончиками с краской, проводками, инструментом, щедро присыпанным стружкой.

– Проходите, присаживайтесь, – радушно приглашает хозяин.

Какой тут «присаживайтесь»! Того и гляди смахнешь со стола ненароком какую-нибудь деталь – они ведь крошечные. А потом окажется, что мастер не досчитается дверцы или оконной рамы…

– Да не бойтесь! Если что вдруг потеряется – снова сделаю!

Олег Пущенко – иркутянин, ему без малого 50 лет. Окончил профтехучилище по специальности электромонтажник, но признается, что по профессии не работал ни дня. В 90-е был телохранителем, челночил – возил товар из Китая, но быстро понял, что «купил-продал» – это не его.

– Я техник, – объясняет он. – Что-то сделать, смастерить – пожалуйста. Если дети игрушку сломают, сразу несут папе на стол – наладит, независимо от того, как сломано.

Создавать макеты Олег начал в детстве, покупая для этого в магазинах «Сделай сам» небольшие наборы: палочки кругленькие, дощечки, фанерки.

IMG_3342

– Помню, как собирал модель самолетика – немецкого пассажирского лайнера. И запах краски, подобного нашей серебрянке, чувствую до сих пор. Эта крылатая модель с техническим ароматом доставила мне, мальчишке, огромное счастье! Потом были другие самолетики, танки и пушки.

Уже взрослым Олег неожиданно вспомнил свое детское увлечение. Друг попросил помочь сыну, студенту высшей школы милиции, изготовить макет Большого театра в разрезе, на котором курсанты могли бы изучать захват террористических групп. После трагедии «Норд-Оста» это было очень актуально. Пущенко нашел в интернете программу, с помощью которой можно было совершать виртуальные путешествия по всему зданию, разжился чертежами. Позже похожий демонстрационный макет сделал для ГУФСИНа, чтобы на нем сотрудники могли отрабатывать предотвращение побегов заключенных. Оснастил миниатюрную тюрьму светодиодами, чтобы освещались все проходы здания, установил пульт управления. Вскоре по заказу музея ВСЖД сделал макет первого российского магистрального тепловоза, который по заданию Ленина сконструировал наш земляк Яков Геккель. Пластиковый двойник тепловоза вышел совсем как настоящий: с дизель-генераторами, кабиной машиниста. Но заказчики отказались его выкупить, сославшись на смену музейного руководства.

Макет – как настоящее здание

Изготовлением миниатюр исчезнувших иркутских храмов и часовен Олег увлекся пять лет назад, когда стал инвалидом после ожога легких. Пенсии катастрофически не хватало, чтобы прокормить семью, где подрастало шестеро детей. Вот и пришлось искать дополнительный заработок. Сегодня большинство макетов приобретены частными коллекционерами, некоторые даже увезены за пределы Иркутской области. Часть экспонатов хранится в Доме-музее Виталия Рогаля, областном архиве, Иркутском спортивном центре «Панкратион», библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского. А еще Олег Пущенко – постоянный участник региональных выставок творчества инвалидов «И невозможное возможно».

Назвать точное количество воскрешенных храмов Олег Пущенко даже не берется – их слишком много. Первой он сделал Иверскую часовню, которая располагалась на бывшей Ивановской площади, напротив нынешнего цирка. Ее Олег увидел на фотографии 1898 года, чудом сохранившейся в областном архиве.

– У нее на крыше был установлен крылатый ангел с крестом, а еще я разглядел звездочки. И причем не пятиконечные, а просто небесные светила, – рассказывает мастер. – В своей работе я полностью повторил этот рисунок. И заборчик нарезал по фотографии тоже вручную. Делал три месяца, работал каждый день. Тяжело было подготовить чертеж, потому что не сохранилось никаких архитектурных данных.

Олег объясняет, что любую работу начинает с того, что готовит на миллиметровке чертеж, обязательно сопоставляя его с фотографией. Макет делает в масштабе 1:35, иногда 1:24. Говорит, что так можно передать больше деталей. Ему приходится вырезать рисунки, соответствующие оригиналу, делать лепнину, украшения, накладки…

Он создает макет, как настоящее здание. Сначала фундамент, потом стены, окна, двери, балясины, колонны – витые или резные, далее крыша и купола, внутри которых – усилители конструкций… В качестве материала использует пластик разной миллиметровой толщины, комбинирует, подгоняет, окрашивает… Чтобы имитировать шероховатости и трещинки древних стен, делает двухслойное покрытие конфликтующими красками. Легкая эрозия от их соприкосновения создает эффект векового прошлого и придает дополнительный объем «каменной» кладке.

– Вот это фотография макета Иерусалимского храма, – показывает домашний архив Олег Пущенко. – Его я сделал по снимку 1895 года. Таким здание было в то время, два боковых купола пристроили позднее, а здесь купол только один, центральный. Теперь храм отреставрировали, притвор увеличили за счет колонн, архитектура изменилась, но мой макет воспроизводит первоначальный вид строения. Это первая каменная церковь на входе в Иерусалимское кладбище, построенная на средства купца Сибирякова в 1893–1895 годах. Над ним я работал полгода.

IMG_7432

Этот макет по сравнению с Иверской часовней в техническом смысле более сложный. Внутри него есть даже «мраморный» пол, ступени к алтарю, резные колонны и иконостас. Единственное, на что сетует мастер, – сделал двойные рамы в окнах, как было на фотографии. Теперь из-за них с трудом видно внутреннее убранство.

Часовня Спасителя – следующее произведение художника – приобретена областным архивом. Первое лето она стояла у входа в здание, радуя прохожих своей красотой. В макете Олег спрятал блок питания, чтобы верхние окна и фонари вокруг часовни приветливо загорались, будто внутри и впрямь идет служба. До революции эта часовня стояла на пересечении Большой и Ивановской улиц, которые теперь носят названия Карла Маркса и Пролетарской.

Иннокентьевская часовня – еще одно творение Олега – стояла в сквере Кирова, в близком соседстве с Польским костелом. Он собрал ее по одной сохранившейся фотографии, а вокруг соорудил зеленый травяной газон. Купол по желанию частного заказчика покрыл голубой краской, хотя канонически навершия православных храмов раньше были исключительно зелеными.

Одним из самых трудоемких и вместе с тем эффектных оказался для Олега Пущенко частный заказ грузинского кафедрального собора Святой Троицы «Цминда Самеба» в Тбилиси. Выполнялся макет также по фото. Для пущего эффекта нашпиговал его кабель-каналами и светодиодными лампочками. Окна на разных этажах сверкают разноцветными лампочками, а верхушка и крест покрыты настоящим сусальным золотом!

Миниатюра Ильинской церкви в Анге – одно из последних творений мастера. Олег признается – это едва ли не самая сложная работа. Схем и чертежей, как обычно, не было. Все пропорции приходилось выстраивать из визуальных представлений. Несколько первых попыток провалились, ошибся с размерами. Пришлось расширять межоконные проемы. Теперь в миниатюрной колокольне есть даже колокола, а внутри самой церкви – «деревянный» пол, иконы с обрамлениями, подсвечники с подставочками и большой иконостас. На входных дверях красуются накладки с крестами. Одним словом – все по-настоящему!

Житейские трудности

В планах Олега Пущенко – соорудить макет утраченной Благовещенской церкви, которая стояла на углу нынешних улиц Карла Маркса и Володарского. Еще он мечтает построить архитектурный комплекс Вознесенского монастыря, о котором уже собрал обширное досье. Хочет сделать Лютеранскую кирху, уступившую место в центре Иркутска памятнику Ленину. Планирует воссоздать уголок старого Иркутска, с реальными домами, часовнями, извозчиками, прохожими – одним словом сделать реальную панораму деревянного города.

Мастер сожалеет, что столько выразительных старых построек с катастрофической быстротой гибнет прямо у нас на глазах. И время их не щадит, и истребляют их нещадно в угоду новомодным стеклянно-бетонным торговым монстрам. Поэтому и пытается он сберечь их хотя бы в макетном формате. Но одного энтузиазма художника для этого недостаточно. Олег рассказывает, что готов делать архитектурные копии старых зданий в медном исполнении, но для этого понадобятся химикаты, графитовая смазка, мощная вытяжка. А он сегодня довольствуется лишь минимальной пенсией инвалида да редкими заработками, которые выпадают на его долю, если случается продать миниатюры. А деньги ему ох как нужны. Меньше года назад из-за трагической случайности он потерял жену, и теперь воспитывает четверых несовершеннолетних детей в одиночку. И все же, несмотря на житейские трудности, от своей затеи он отступать не намерен. Потому что считает их временными, как бы тяжело ему сейчас ни приходилось, а свою работу – высокой целью по сохранению для потомков настоящего искусства – теплого, человечного, настоящего.