Послание Виталия Смагина
Выставка народного художника России Виталия Смагина «Легенды» открылась в иркутской «Галерее В. Бронштейна». Известный мастер ушел из жизни в декабре 2015 года, оставив уникальные произведения изобразительного искусства, которые для многих после его смерти словно заиграли новыми смыслами.
Феномен переоценки творческого наследия после ухода автора многие объясняют тем, что коллеги и поклонники не ценили его работ при жизни. Однако Виталий Смагин всегда был обласкан вниманием публики, любим учениками, пользовался уважением коллег. Ведь, действительно, его заслуг перед регионом не перечесть. Он был автором мемориала «Вечный огонь», почетным гражданином Иркутска, основал и возглавил кафедру монументально-декоративной живописи ИрНИТУ, был членом-корреспондентом Российской Академии художеств. Но все это, как не парадоксально, наоборот, часто мешало непосредственно, душой и сердцем воспринимать работы. Когда с уходом мастера его регалии отошли на второй план, осталось чистое искусство. Симфония красок и образов на полотнах Виталия Смагина зазвучала с новой силой.
Возможность переосмыслить глубоко символическое творчество художника как раз и представляется посетителям выставки «Легенды». Ведь залы галереи украшают произведения, посвященные центральной теме в творчестве художника – мифам и преданиям народов Прибайкалья. Всего на ней можно увидеть более 30 произведений.
«Легенды, сказания, улигеры раскрывают многоцветный мир наших предков. Они сравнимы с чистым, ясным взглядом ребенка, наполненным искренней верой в добрые силы, дающие возможность безмятежно мечтать и восторгаться нескончаемым светом жизни. К мифу я обращаюсь не как к картине, иллюстрирующей устное повествование. Мне бы хотелось, чтобы мои работы через живопись, цвет, пластику передавали доброе начало человека», – рассуждал об этом направлении в своем творчестве сам Виталий Смагин.
Будучи монументалистом, с 1966 по 1971 годы художник учился на факультете декоративно-прикладного и монументального искусства у Глеба Савинова в Ленинградском высшем художественном промышленном училище им. В.И. Мухиной – он в совершенстве владел искусством обобщения сложных образов до символа и знака. В своих работах он мастерски переводил их в поэтический язык живописи, создавая с помощью цвета и фактуры насыщенные ритмические полотна, которые особым образом воздействуют на зрителя.
Живописные произведения большого формата на выставке раскрывают Виталия Смагина, прежде всего, как художника-авангардиста. Названия работ – «Эхо голубой звезды», «Откровение», «У очага» – настраивают на восприятия мира как некоего таинства, которое скрыто за внешним современным течением жизни. Однако творчество Виталия Смагина гораздо шире ограниченных авангардных рамок, ведь параллельно с ними он создает и традиционные станковые работы, которые хоть и отличаются концептуально, имеют схожую динамику пластических и цветовых решений, и работает как монументалист.
«Путь Виталия Смагина, как всякого крупного мастера, сложен, неоднозначен, противоречив. Пройдено все: революционные скачки и последовательное развитие, отречение от истоков и возвращение к ним, усердие в поте лица и озарение… Так открывались истины, приходила духовная зрелость, и творчество, обретая новые смыслы, развивалось по восходящей: от сюжетных тематических картин – к картинам метафорическим, чувственным и далее – к картинам бытийного философского содержания. Не замыкаясь в рамках однажды найденного, художник всегда открыт поиску и познанию, что делает его искусство живым, непредсказуемым, по-настоящему интересным», – пишет о Виталии Смагине искусствовед Марина Чертогова.
Кстати, для тех, кто воспринимает Виталия Смагина, прежде всего, как живописца, работающего маслом на холсте, настоящим откровением станут нежные акварельные работы и станковые эмали на досках из серии «Послание». Эти абстрактные коллажи, где на деревянной фактуре соединены наплывы эмали, пятна масляной краски и пластины из латуни и меди, производят очень сильное впечатление, словно автор пытался в них спрессовать само время. Особенно интересна работа «Последнее послание», на которой изображен то ли крест, то ли окошко старинного деревянного дома.
«Каждый человек наделен особыми, только ему данными возможностями видеть мир, понимать цвет, воспринимать определенную гармонию, – говорил Виталий Смагин в одном из интервью «Областной». – Поэтому он не берет что-то напрямую из природы, а через себя черпает эти созвучия, вдохновляясь окружающим пространством. Наверное, поэтому работы художников мало похожи друг на друга, даже если они пишут одну и ту же натуру. По-разному их воспринимают и зрители, главное, чтобы в произведении искусства была некая загадка, о которой захочется размышлять».
Выставка будет работать до 12 марта.
Справка
Виталий Смагин родился в 1937 году в селе Новобратцево Московской области. С 1960 по 1965 годы учился в Иркутском художественном училище. С 1966 по 1971 годы – в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной на факультете декоративно-прикладного и монументального искусства. Член Союза Художников СССР. С 1971 по 1976 годы преподавал в Иркутском художественном училище. В 1982–1986 годы был председателем правления Иркутской организации СХ РСФСР. Член правления ИРО СХР. Картины Виталия Смагина вошли в собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, сибирских музеев, в том числе Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева. Они хранятся в галереях и частных собраниях США, Франции, Польши, Монголии, Германии, Испании, Японии, Италии. В 2017 году к 80-летию со дня рождения Виталия Смагина откроется большая выставка в Иркутском художественном музее.