Борохал – родина предков

Обусинское муниципальное образование Осинского района – место, где почти в неизменном виде сохранилась национальная культура. Местные жители помнят свои корни, бережно передают традиции и историю новому поколению.

Народное депо…

«Местом силы» назвал Обусу профессор, этнограф Иван Манжигеев, повествуя о быте обусинских старцев и о местном легендарном шамане Бахуунае. Местом силы село считается, возможно, и потому, что вокруг Обусы расположены горы, каждая из которых носит свое название и имеет свою историю, связанную с жизнью предков.

И сегодня в укладе местных жителей поменялось немного – как и предки, обусинцы занимаются скотоводством. Причем поголовье в личных подсобных хозяйствах год от года меньше не становится. Что ни дом в Обусе, то по-хозяйски крепкий, основательный. Глава муниципального образования Светлана Пиханова рассказывает, что только за последние три года в селе было построено 15 домов.

2C3A2264

Местные жители работают на предприятиях по переработке леса, в бюджетных учреждениях (школа, детсад, ФАП). В прошлом году селу добавилось еще шесть рабочих мест – люди сами построили пожарное депо. Для окрестных сел, расположенных по соседству с лесными массивами и площадками для отходов лесопиления, депо стало настоящим спасением.

2C3A2253Оно строилось по инициативе администрации и по социально-экономическому соглашению с предприятиями. Местные мужики разобрали два бесхозных здания, приобрели инструменты, материалы и в короткие сроки построили здание. Сегодня депо, оборудованное двумя современными пожарными машинами, полноценно работает. Петр Халматов – один из строителей, ныне пожарный. Он поясняет, что территорией ответственности новоиспеченных пожарных определены 10 населенных пунктов от поселка Приморский до деревни Тагай, на территории которых проживает около 30% населения Осинского района.

– Наши ребята уже показали себя на деле – за девять месяцев работы отдельного поста было ликвидировано девять возгораний, в том числе три пожара жилых домов в селе Обуса, – рассказала Светлана Пиханова.

Пожарным предстоит оборудовать территорию полосой препятствий, обустроить площадку для мо2C3A2379йки машин, закончить наружную и внутреннюю отделку, но это уже мелочи.

По программе «Устойчивое развитие сельских территорий» в трех селах муниципалитета построены детские площадки. Еще один детский городок стоимостью 300 тыс. рублей появится в этом году.

Памятник солдатам

Мы едем в деревню Борохал, чтобы познакомиться с ее удивительными жителями. В 30 дворах проживают чуть больше ста человек. Эта деревня – одна из самых активных, дружных и самостоятельных в муниципалитете.

Название населенного пункта, стоящего вдалеке от оживленных трасс, пошло от бурятских слов «боро» – серый и «хаал» – роща в низине. Березовая роща, заросли черемухи и сегодня украшают пейзаж.

Жители Борохала живут как одна семья. Когда повсюду закрывались малокомплектные школы, свою они отстояли. И хорошо, что школа осталась, сегодня в ней обучаются 10 деревенских ребятишек. Еще по инициативе жителей в маленькой деревне был построен ФАП.

Своими руками борохальцы недавно соорудили и клуб, без которого жили 30 лет.

– Материал собирали всем миром, – вспоминает заведующая клубом Эльвира Тармашкинова. – Жители помогали, даже на своем транспорте лес для строительства вывозили. Так дружно мы и построили здание!

А еще борохальцы на свои средства установили памятник-мемориал землякам, погибшим на полях Великой Отечественной войны. На памятник средства собирали всей деревней, вклад внесли родственники ветеранов, молодежь, земляки из Республики Бурятия. На памятнике увековечены имена 84 человек, 28 из которых погибли в сражениях.

2C3A2048

Каждый из тех, кто воевал, – герой, которого не должны забыть потомки. Удивительна судьба фронтовика Антона Болоевича Балтукова (1912–1972 гг.) Автоматчик, пехотинец, он воевал в Сталинграде, на Воронежском фронте, участвовал в штурме Кенигсберга, форсировал в Польше реку Одер. Войну окончил в 1945 году. С супругой Надеждой Николаевной воспитали 10 детей.

Чтобы установить имена погибших земляков, активисты из Борохала провели большую поисковую работу.

– У нас есть своя «Книга памяти», также Осинско-Боханское землячество подарило книгу, посвященную 70-летию Победы. Мы долго уточняли списки воинов-земляков, звонили в Улан-Удэ, Иркутск, Бохан, Осу, – рассказывает Эльвира Тармашкинова.

Прикосновение к прошлому

До наших дней жители Борохала сохранили свою веру и культуру. Три года назад в деревне была создана фольклорная группа «Уряал». С чего все началось? Местные артисты Сагаалган провели, костюмы на свои деньги пошили и поняли – вот он, сложившийся коллектив. Для начала попросили местных бабушек — научите нас танцевать ёхор. Потом в репертуар вошли старинные обряды, песни мам и бабушек, сатирические поучительные пьесы на бурятском языке.

– Первый выезд был в Кутанку, – вспоминают участники коллектива. – Мы провели обряд «Улгыдэ оруулха» (укладывание ребенка в колыбель). Первая гастроль – и сразу первый успех!

Затем артисты выступили на районном конкурсе фольклорных коллективов в Обусе «Один день бурята». Старинные обряды – это прикосновение к прошлому. Участники конкурса представляли театрализованную программу – реконструкцию фрагментов обрядов, народных праздников, молодежных игрищ, картин народного быта на материале местного аутентичного фольклора.

И снова артисты из Борохала имели успех! А в прошлом году «Уряал» на фестивале песенного фольклора на Байкале стал дипломантом. Такой стремительной карьере любой коллектив позавидует.

Есть в группе и детский состав. Но особый почет – ветеранам. 78-летняя Ольга Ивановна Тармашкинова – старейший член коллектива, прекрасный знаток традиций, обычаев, исполнительница ёхоров и народных песен. Она – одна их тех, кто помогает более молодым поколениям вспоминать фольклор и забытые обычаи предков.

2C3A1906– Борохал – родина предков. Всю жизнь я тут прожила, – вспоминает бабушка Оля. – У поколения, родившегося перед войной, детство рано кончилось – работать мы с четвертого класса начали. А пела я всегда… У меня 17 внуков, семь детей и семь правнуков. Вот какая богатая!

Старшее поколение борохальцев земляки чтят. Здесь с уважением произносят имя старейшего шамана Ивана Мантыковича Бильгаева. Ирина Антоновна Актанова – педагог начальных классов. Скромная, незаметная труженица, она отработала в местной школе 40 лет и трудится по сей день.

– Внуков уже учу, – улыбается педагог. – Всем землякам я, как смогла, дала путевку в жизнь.

Борохал в шутку называют деревней невест. Из Обусы, Горхона, Ирхидея ехали сюда женихи за красивыми и трудолюбивыми девчатами. Несколько поколений самой своей жизнью скрепили связь времен. Может, оттого борохальцы живут так сплоченно и дружно.

3 июля в деревне отмечают традиционный День саламата – со всех дворов собирают сметану, из которой бабушки и дети готовят национальное блюдо. И опять не обходится без местных артистов.

Пока костюмы и экипировку борохальцы шьют в основном на свои деньги. В этом году им повезло – по целевой программе «Сохранение народных традиций» коллектив впервые получит господдержку.

А еще у жителей Борохала есть мечта – написать книгу о родной деревне, чтобы оставить потомкам память о поколении дедов и прадедов.

«Деревню из парня не выгнать»

Раньше Борохал был совсем маленькой деревней, а сегодня разрастается. Молодежь охотно остается дома. Как это сделали Игорь Бильгаев и Валерий Халматов, которые отслужили в армии и вернулись домой. Сегодня у Игоря и Валеры по трое детей и свое дело – работа на земле.

2C3A2232Киму Хамаганову, одному из обусинских фермеров, чуть больше 30 лет. Четыре года назад он зарегистрировал КФХ мясного направления. Недавно фермер купил 10 герефордов, развел овец, лошадей, построил дом, загон, телятник и сеновал.

Сегодня у него 17 голов скота, 50 га земли в аренде, еще 30 га оформил в собственность. Сеет на своей земле преимущественно «зеленку» на корм скоту. В этом году впервые планирует посеять овес. И еще мечтает попасть в программу поддержки семейных животноводческих ферм. Два года подряд участвовал в конкурсе, но так и не прошел. Опыта, должно быть, не хватило, считает Ким.

В планах – увеличивать поголовье скота и развивать производственную базу. Пока фермер работает без убытков, но и без прибылей. Откуда им взяться, если, например, овечью шерсть, приходится сжигать тележками? Нет в области не то что переработки шерсти, но даже и централизованного пункта ее сбора.

2C3A2148

Разговаривать на сельские темы с фермером, имеющим высшее образование, одно удовольствие. Ким окончил в Улан-Удэ Бурятский государственный университет по специальности «История и общественные науки». Успел жениться и родить двоих детей.

– Пять лет назад я приехал в свою деревню – думал, поработаю немного и вернусь обратно в Улан-Удэ. Какое там, затянуло, – улыбается фермер. – Можно парня из деревни выгнать, но деревню из парня не выгонишь. Деревенский я, тут мое место.

– Почему молодые выбирают деревню на жительство? – спрашиваем у главы Обусинской администрации.

– Родина держит, – просто объясняет Светлана Николаевна.