«Облкоммунэнерго»: лучший финансовый результат за четыре года

Финансовое положение ОГУЭП «Облкоммунэнерго» стабилизировалось после двух лет предбанкротного состояния. Как рассказал в интервью газете «Областная» генеральный директор компании Александр Анфиногенов, выправить ситуацию удалось путем оптимизации деятельности предприятия при активном участии губернатора Сергея Левченко.

 Не бюджетники – бизнес

– Вокруг «Облкоммунэнерго» существует много мифов. Например, что вы финансируетесь из бюджета области, поэтому обязаны обслуживать все сети области.

HN9A85031– «Облкоммунэнерго» – не бюджетное, а государственное унитарное предприятие. Это совершенно разные формы. Мы оказываем услугу по передаче электроэнергии, используя имущество Иркутской области, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения.

Объясню, кем мы все-таки являемся на рынке сегодня. Поставку электроэнергии потребителям осуществляет ресурсоснабжающая организация, в Иркутской области это «Иркутскэнергосбыт». Именно данная компания заключает договоры электроснабжения с потребителями – жителями области и предприятиями. Она также подписывает договоры с сетевыми организациями на передачу электроэнергии. Таких территориальных сетевых предприятий (ТСО) в Иркутской области насчитывается 28. В 2015 году их было 45. Многие небольшие компании ушли с рынка, поскольку стало невыгодно работать. «Облкоммунэнерго» является вторым по величине сетевым предприятием в регионе с долей рынка примерно 23%.

Следовательно, «Облкоммунэнерго» не собирает плату с населения и предприятий за электроэнергию, не финансируется из бюджета и отвечает за надежность и качество передачи электроэнергии только в пределах тех электрических сетей, которые принадлежат предприятию на праве хозяйственного ведения.

– А вам пытаются навязать обслуживание не вашего оборудования?

– Нередко к нам обращаются муниципалитеты, чтобы мы, якобы, как бюджетная организация, поучаствовали в обеспечении энергоснабжения территории. Естественно, делать этого мы не можем. Повторюсь, имущество Иркутской области передано нам в хозяйственное ведение. Мы на нем зарабатываем, поддерживаем в технически исправном состоянии, обеспечиваем качество и надежность энергообеспечения. За сети других собственников мы не отвечаем.

– На одном из комитетов ЗС в конце прошлого года рассматривался вопрос по ситуации с «Облкоммунэнергосбытом». Это ваше подразделение, которое собирает деньги с потребителей наряду с «Иркутскэнергосбытом»?

– Это предприятие было создано в 2011 году в связи с реформированием отрасли. Сегодня «Облкоммунэнерго-сбыт» полностью самостоятельное юридическое лицо, отвечающее за обеспечение энергоснабжения дизельными электростанциями в некоторых поселках северных районов. К нам не имеет никакого отношения.

– Кто вам платит за передачу электроэнергии?

– Все деньги, собранные «Иркутскэнергосбытом» с потребителей, аккумулируются в общем котле региона, держателем которого является «Иркутская электросетевая компания» (ИЭСК). Затем эти средства распределяются между ТСО согласно установленным тарифам. То есть нам платит ИЭСК по факту – сколько мы передали электроэнергии.

 Два года без договора

– Компании до сих пор не удалось заключить договор о предоставлении услуг с единственным заказчиком – ИЭСК. По какой причине? В чем заключаются разногласия?

– Договора действительно нет. «Облкоммунэнерго» получило оферту от ИЭСК о расторжении договора еще в ноябре 2014 года и более двух лет отношения с единственным заказчиком остаются неурегулированными. Основные разногласия были по способу оплаты за услуги «Облкоммунэнерго». ИЭСК предлагает нам расплачиваться за услугу взаимозачетами, то есть неденежным способом. Второй момент, по которому не можем договориться, это бесхозяйные сети. Почему-то наши контрагенты считают, что все бесхозное оборудование должно быть принято «Облкоммунэнерго». Но мы не можем это сделать, поскольку при отсутствии собственника юридической судьбой такого имущества может распорядиться только муниципалитет.

– Что за бесхозяйные сети?

– Имущественные комплексы, которые с 1990-х годов перешли к муниципальным образованиям и до сих пор не поставлены на учет в Росреестре. Гарантирующему поставщику невыгодно иметь в цепи передачи энергии бесхозяйные участки, потому что никто не возместит потери в сетях. Но мы этим заниматься тоже не можем, нужно иначе решать проблему. В первую очередь все такие объекты должны быть учтены и зарегистрированы.

– Но как вы зарабатываете, если не заключен договор с ИЭСК, и вам они, соответственно, ничего не платят за услуги?

– У нас специфическая деятельность, которая регулируется государством. По закону даже если договор расторгнут и не перезаключен, взаимоотношения осуществляются в рамках прежних условий. Арбитром в данной ситуации выступает правительство Иркутской области. Губернатор лично участвует в переговорах с акционерами ИЭСК, чтобы разрешить эту проблему. У нас 10 филиалов, около 2 тыс. работников, которые должны своевременно получать зарплату. Кроме того, мы должны выполнять свои обязательства перед жителями Иркутской области. По нашим сетям электроэнергия поступает к 170 тыс. домов частного сектора, к 7 тыс. многоквартирных домов, к 20 тыс. предприятий. Мы охватываем в общей сложности около одного миллиона человек, проживающих по всей территории области.

7faf56e5874604be96ba8fa8c4e07ea4_XL

В августе прошлого года была достигнута договоренность о том, чтобы ИЭСК хотя бы минимально оплачивало услуги «Облкоммунэнерго» для сохранения надежности энергообеспечения. Банкротство предприятия никому не выгодно. Все понимают, что если «Облкоммунэнерго» остановится, будут необратимые последствия. Особенно для «Иркутскэнергосбыта», который отвечает за стабильное энергоснабжение потребителей области. Мы договорились о защищенных статьях – о выплате зарплаты и текущих налогов. Было подписано протокольное соглашение. Кроме того, достигнуты договоренности о выделении ГСМ нашему предприятию. При подготовке к зиме заказчик расплатился с нами «натурой» на сумму 90 млн рублей – ГСМ и другими материалами.

Сегодня ГСМ осталось до 10 февраля. Если не пойдет оплата наших услуг, мы снова столкнемся с проблемами.

– Есть шанс, что в ближайшее время договор все-таки будет подписан?

– В основном работа по сближению позиций закончена, думаю, в скором времени договор будет заключен. Мы согласны на неденежные формы, но только в объеме стоимости потерь, которые мы платим «Иркутскэнергосбыту».

Год с прибылью, но на бумаге

– С какими показателями закончили 2016 год? Удалось ли сократить кредиторскую задолженность, выйти на безубыточный уровень?

– Год был трудный, в условиях почти полного отсутствия ресурсов, ГСМ, материалов, связи, запасных частей, коллектив выполнил задачу и обеспечил надежное и качественное электроснабжение потребителей по своим сетям. Как уже говорил, при поддержке губернатора была выстроена схема взаимодействия с компаниями «Евросибэнерго» и «Ен+», что позволило обеспечить предприятие ресурсами хотя бы в минимально необходимом объеме.

Более того, в 2016 году мы сократили раздутые штаты, оптимизировали организационно-штатную структуру, снизили зарплаты у управленческого персонала. Все это позволило сократить издержки и закончить год с прибылью. Выручка предприятия составила 3,8 млрд рублей, сумма внушительная. Из нее 1,6 млрд рублей предприятие заплатило за электроэнергию для компенсации потерь в сетях. Чистый доход, оставшийся в распоряжении предприятия, составил 2,2 млрд рублей.

В 2016 году предприятие перечислило в бюджеты всех уровней 384 млн рублей. Уменьшить задолженность по налогам не удалось, но снизились темпы ее роста.

Из финансовых отчетов видно, что по итогам 2015 года кредиторская задолженность составляла 1,3 млрд, дебиторская – 444 млн. По предварительным итогам 2016 года кредиторская задолженность равна 1,9 млрд рублей, дебиторская – 1,4 млрд рублей.

Окончательный финансовый результат от деятельности предприятия за весь прошедший год еще не подведен, но, по предварительным итогам, прибыль предприятия составит 200 млн рублей. 2015 год предприятие закончило с убытком в размере 730 млн рублей. Так что мы вышли на безубыточный уровень и показали самый лучший финансовый результат как минимум за последние четыре года.

– Но это деньги на бумаге…

– Все акты за наши услуги подписаны документально, это реальный заработок, хотя он и не поступил на счета предприятия. Так что финансовый результат есть.

– В областных программах участвуете?

– Как наша компания, так и другие участники рынка получают финансирование по областной программе «Повышение энергоэффективности». «Облкоммунэнерго» в этом году будет выделено 36 млн рублей из региональной казны. Эти средства пойдут на приобретение приборов учета.

– В каком состоянии сегодня областное имущество, переданное вам в хозяйственное пользование?

– Ситуация плачевная. Электросиловое оборудование 110 и 35 кВ практически полностью выработало срок плановой эксплуатации и практически повсеместно требует замены. Так, необходима замена трансформатора 35 кВ и оборудования ОРУ-35 кВ на подстанции «Мелькомбинат» в Тайшете, нужно менять такое оборудование на РП-5 в Ангарске, делать полную реконструкцию ОРУ-35 кВ в Байкальске, строить новые ПС-35 кВ «Кристалл» в Усолье-Сибирском, ПС-35 кВ в поселке Китой, ПС-35 кВ «Троллейбусник» в Мельничной пади. Есть оборудование, которое эксплуатируется с 50–60 годов прошлого века. Износ составляет 80%. Безусловно, на предприятии проводятся все необходимые технические мероприятия по поддержанию работоспособности оборудования, но этого недостаточно. Много проблем по распределительным сетям 10, 6 и 0,4 кВ, особенно по кабельным линиям со сроком эксплуатации более 30 лет и воздушным линиям на деревянных опорах, которые находятся в ветхом состоянии. Таких в «Облкоммунэнерго» более 25 тыс. штук.Чтобы отремонтировать все оборудование, нужны десятки миллиардов рублей.

Потери на сетях дороже энергии

– Во сколько выливаются технические и коммерческие потери на сетях?

– Технические потери составляют порядка 10%. Столько же мы теряем от воровства. Но в деньгах это обходится нам почти в 40% от того объема, который мы передали потребителям, потому что на оптовом рынке стоимость потерь в два раза выше. То есть из каждых 500 млн рублей, заработанных нами за оказанную услугу по передаче энергии, 200 млн придется отдать «Иркутскэнергосбыту» за потери на сетях.

e50216f3bf021078f78a0e2e997a0047_XL

Что касается технических потерь, то они все равно будут в пределах 6–8% даже на исправном оборудовании, это физика. Но мы проводим работу по снижению потерь: заменяем голые провода на самонесущие изолированные, увеличиваем сечения проводов, производим установку разгрузочных трансформаторных подстанций для уменьшения плечей фидеров, проводим ротацию трансформаторов, тепловизионный контроль оборудования и многое другое. Такая работа проводится по мере наличия материалов и ГСМ, особенно в рамках подготовки к зиме при ликвидации многолетних «болевых точек». Несколько из них в прошедшем году удалось решить или, по крайней мере, начать процесс их решения. Это поселки Добролет, Мегет, Зуй, города Свирск и Усолье-Сибирское.

А вот коммерческие потери нужно свести к нулю. К сожалению, сегодня предприятие не в состоянии установить приборы учета во всех точках поставки электроэнергии. Работа эта проводится на протяжении последних лет. Так, установлено почти 100% приборов учета в многоквартирных домах. Но это дорогое оборудование стоимостью порядка 30–40 тыс. рублей за штуку. На каждый частный дом его не поставишь. Поэтому проводим рейды по выявлению безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии, разъяснительную работу с населением.

– Есть результаты?

– За прошедший год специалистами предприятия было составлено более 1,2 тыс. актов безучетного потребления на 29 млн киловатт-часов энергии. Если умножить на тариф, а тут есть и юридические лица, у которых тариф выше, чем у населения, можно представить, какие суммы получаются. Все акты переданы в сбытовую организацию для взыскания оплаты с должников. Кроме того, было составлено 526 актов подключения без договоров, с этой категорией работаем сами, порядка 4 млн рублей удалось истребовать.

– Принята инвестиционная программа на 2017 год?

– Инвестпрограмма на текущий год принята в объеме 474 млн рублей. Из них на техническое перевооружение и реконструкцию сетей заложено 161 млн рублей, на строительство новых сетей – 150 млн рублей. 32 млн пойдет на проектные работы по будущим объектам. На мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности закладываем 101 млн рублей, на приобретение новой техники – 22 млн рублей. Кстати, за предшествующие три года не приобреталось ни одной единицы.

– Какие задачи на этот год?

– Продолжим работы в поселке Зуй, начнем модернизацию энергосистемы поселка Китой. Если удастся решить вопросы по землям лесного фонда, планируем построить ВЛ-10 кВ в Мельничной пади. Кроме того, продолжим ремонт кабельных линий в Усолье-Сибирском, где прошлой осенью и этой зимой уже провели реконструкцию порядка 70 кабельных линий. Если хватит ресурсов, планируем заняться Байкальском, в частности по подключению некоторых кварталов.

В целом же будет продолжена работа по снижению потерь и сокращению внутренних издержек, урегулированию договорных отношений с основными контрагентами. Это единственный способ получить дополнительные финансовые ресурсы для капитального ремонта и реконструкции наших сетей. Прошедший год показал, что предприятие вполне жизнеспособно, коллектив достаточно профессионален и способен решать поставленные задачи. Нами разработан ряд дальнейших шагов по антикризисным мерам и реформированию предприятия. Будем обсуждать их с собственником и если получим одобрение, то приступим к их реализации. У предприятия имеется достаточный потенциал не только выйти на стабильную прибыльную работу, но и существенно укрепить свои позиции в энергетической отрасли региона, стать самостоятельным и самодостаточным предприятием.

 

Справка

В «Облкоммунэнерго» 10 филиалов. Предприятие обеспечивает доставку (транспорт) электроэнергии до 170 тыс. потребителей, проживающих в частном секторе, до 20 тыс. предприятий – юридических лиц, подводит электроэнергию к 7 тыс. многоквартирных домов. В общей сложности от сетей предприятия осуществляется электроснабжение примерно 1 млн человек, проживающих по всей территории области. Предприятие обслуживает порядка 10 тыс. км линий электропередач 110, 35, 10, 6 и 0,4 киловольт и порядка 4 тыс. трансформаторных подстанций. В настоящее время в «Облкоммунэнерго» трудится 1670 человек.