От казаков до геологов
Деревня Усть-Куда готовится отметить 350-летие
В окрестностях Иркутска совсем немного деревень, чья история настолько тесно связана с судьбами известных людей. Одна из них – Усть-Куда. Основанная казаками, она стала местом ссылки декабристов и восставших поляков. В годы Гражданской войны ее разоряли каппелевцы, а в советское время здесь гремел трудовыми свершениями совхоз-миллионер «Знамя Ленина». В Усть-Куде родился и жил известный иркутский писатель Алексей Зверев. Вторую молодость деревня обрела после того, как в ней разместилась центральная экспедиционная база «Сосновгеологии». Сегодня же здесь мечтают поселиться многие иркутяне.
Песчаная мебель декабристов
К сожалению, в Усть-Куде нет ни одного краеведческого музея. Лишь по рассказам старожилов, работников администрации и бывшего директора школы, краеведа Юлии Астафьевой удалось кое-что узнать о прошлом деревни. Приехав в Усть-Куду в 1987 году, Юлия Григорьевна долгие годы скрупулезно собирала сведения в архивах, разговаривала со стариками, записывала воспоминания. Она рассказала, что Усть-Куду в 1667 году основали служивые люди Ефим Ягодин и Кондратий Черный, занявшиеся хлебопашеством в устье рек Куды и Мхи. Вскоре к ним присоединились казаки Попов, Третьяков, Трапезников и Савельев. Изначально селение назвали казачьей заимкой, после – слободой. Жили в деревне в основном землепашцы. Ни купцов, ни ремесленников среди них не было. Сеяли рожь и пшеницу, торговали в Иркутске рыбой, дичью, сеном, дровами, грибами и ягодами, которых в округе росло много.
Почти весь XIX век деревня давала вынужденное пристанище ссыльным революционерам, что, разумеется, повлияло на быт и культуру села. Первым в 1834 году сюда прибыл Иосиф Поджио – член Южного общества, осужденный на 12 лет каторжных работ с последующим поселением в Сибири. Через пять лет из Нерчинских рудников к нему присоединился брат Александр. 12 лет в Усть-Куде отбывал ссылку Петр Муханов – член Союза благоденствия. Декабрист собственноручно построил в деревне добротный дом, соорудил всю мебель, обзавелся хозяйством и 17 десятинами земли. Кроме того, здесь жили декабристы Александр Сутгоф и Николай Панов.
– По рассказам старожилов, братья Поджио, итальянцы по происхождению, очень сокрушались отсутствием в Сибири фруктов, – рассказала Юлия Григорьевна. – И тогда одна женщина принесла им полмешка мелкой картошки, которую местные считали яблоками. Братья, не смирившись с отсутствием в суровом краю витаминов, взялись строить в деревне теплицы и парники, выращивать огурцы и помидоры. Семена им высылала из центральной России родня. И местный люд увлекли этим делом. Так в Усть-Куде начали выращивать овощи, кстати, очень успешно, получая отменные урожаи. Кроме того, декабристы построили в деревне первую школу, в которой Петр Муханов преподавал многие предметы, включая математику.
Близость деревни к Иркутску и к «декабристской столице» Урику сделала Усть-Куду привлекательной также для других царских каторжан. Волконские и Трубецкие, например, отстроили неподалеку от деревни – в местечке, называемой Камчаткой, – дачи. В гости к ним приезжали Михаил Лунин, Никита Муравьев с братом, из Олонок наведывался Раевский. Они оставили воспоминания об Усть-Куде как о «чудесном и живописнейшем месте». Поскольку в окрестностях было много песчаника, Сергей Волконский вырезал из него диван, кресла и рояль, которые остались на память устькудинцам до сего времени. А вот дач не сохранилось, на их месте теперь установлена стела.
Позже в Усть-Куде жили ссыльные поляки, участники первого Польского восстания. В память о тех далеких событиях сохранилось в деревне немало «иноземных» фамилий: Воскресенские, Рудоминские, Залюбовские… А еще об удивительном прошлом напоминают названия улиц.
Выжить помогала смекалка
До революции в Усть-Куде жили единоличным хозяйством, а те, кто не имел собственного подворья, работали у зажиточных односельчан. Юлии Григорьевне удалось записать воспоминания и о приходе каппелевцев. Местная жительница Афанасия Яковлевна Третьякова рассказывала, как, увидев из окна дома, что с Камчатника черной ниткой по белому снегу спускаются конники, быстренько написала на воротах слово «тиф». Она и спасла им с матерью жизнь. К ним каппелевцы не зашли, а в остальных избах грабили и насиловали.
Сохранила краевед также воспоминания будущего писателя Алексея Зверева, с которым ей посчастливилось встречаться лично. Он рассказывал, как в годы Гражданской войны еще мальчиком спас родных от разорения. Его семья, когда деревню заняли каппелевцы, убежала, а он решил остаться, чтобы скараулить корову. Завел ее в дом, а по ночам пробирался кормить и поить. Белобандиты, видя, что изба не топится, а на дверях висит замок, внутрь не зашли, и корова осталась цела. Сегодня Юлия Григорьевна очень сожалеет, что в Усть-Куде нет музея Алексея Зверева – жена писателя после его смерти уехала в Белоруссию. Родительский дом не сохранился, и никаких вещей, кроме книг, в деревне не осталось.
Белокаменная невеста
Главной достопримечательностью здешних мест считается церковь Казанской Иконы Божией Матери – «белокаменная невеста», как ее называют местные. Храм, построенный более двух веков назад, был возрожден совсем недавно. Первый строительный камень будущей церкви заложили в 1803 году. Спустя всего два года был освящен престол во имя святителя Николая Чудотворца. В 30-е годы церковь, как водится, закрыли, священника и его старшего сына арестовали, а храм передали местному колхозу. Власти распорядились новым имуществом по обычаю тех лет: сначала в нем разместили склад для хранения зерна, а позже телятник. Часть церковной утвари передали в госфонды, остальное люди разобрали по домам или сожгли. По воспоминаниям устькудинцев, храм долгое время осквернялся – в нем собиралась местная шпана. После пожара от здания остались одни руины. С храмом у местных связана удивительная легенда, которая передается из поколения в поколение. Как-то летом 1943 года жители наблюдали в церковной ограде необычную картину – рядом с разрушенным храмом возник еще один – целый и невредимый, похожий на мираж. Может, именно поэтому люди с такой настойчивостью добивались реконструкции церкви?
Возрождать Казанский храм начали в 2003 году. Его настоятелем стал священник Сергей Кульпинов. Сначала было принято решение не строить новый храм, а отреставрировать разрушенный, но чертежи и схемы старого здания практически не сохранились, поэтому новая церковь довольно сильно отличается от той, что была изначально. Теперь она выстроена в стиле позднего барокко. Иконостас сделан из редкого серого гранита весом около 30 тонн.
Люди едут сюда охотно
Впервые за три с половиной века старинная деревня помолодела несколько десятилетий назад, когда заехавшие сюда в 1980-х годах геологи собирались построить поселок городского типа. Нынешний глава администрации, а в прошлом – замначальника экспедиции Михаил Кельман вспоминает: тем, кто хотел обосноваться на территории, принадлежащей «Сосновгеологии», не разрешалось даже иметь при доме больше трех соток земли. Условия должны были быть максимально приближены к городским – благоустроенные дома с централизованным тепло- и водоснабжением. Но время распорядилось иначе. Недоделанный городской поселок вернулся к привычному образу жизни русского села – с коровами, курами и огородами за крепкими хозяйскими заборами. Теперь эта часть села – практически половина всей Усть-Куды – постоянно прирастает новыми домами добровольных переселенцев. За счет геологической «точки» местное население тогда сразу выросло до 2 тыс. жителей и продолжает увеличиваться ежегодно. Как и до перестройки, градообразующим предприятием здесь является геологическая база «Сосновгео». Здесь, как и в прежние времена, трудится около 500 человек.
До введения федерального закона о местном самоуправлении Усть-Куда относилась к Уриковскому округу, а с 2006 года ушла в самостоятельное плавание. Работает около десяти торговых точек, есть муниципальное учреждение, которое занимается спортом и культурой, средняя школа, детский сад, создано три КФХ. Местный бюджет, как водится, весьма скромный. Чтобы хоть что-то созидать, участвуют во всевозможных программах. Так, по проекту «Народные инициативы» в Усть-Куде построено несколько детских площадок, проведено освещение улиц и частичный ремонт дорог. Два года назад полученные по проекту деньги вложили в строительство спорткомплекса. Теперь в Усть-Куде есть две спортивные площадки: одна для волейбола и баскетбола, вторая – для футбола и хоккея. Обе с освещением, а для заливки льда – даже со специально пробуренной скважиной. Как выяснилось, спортивная жизнь в деревне процветает. Даже пенсионеры активно участвуют в соревнованиях и получают призовые места, что уж говорить о молодежи.
Основными проблемами, осложняющими развитие деревни, сельский руководитель считает отсутствие нового детского сада и клуба.
– Новое дошкольное учреждение нам просто необходимо, – убеждает Михаил Павлович. – Сейчас в садик, рассчитанный на 50 малышей, ходят 75 человек, кроме того, в школе еще отведено одно крыло на 50 детей, и все равно есть очередь. Землю мы отвели, сейчас делаем проект по привязке. Думаю, на следующий год начнем строиться.
С культурой в деревне дела обстоят сложнее. И проблема не в отсутствии творческих коллективов – они-то как раз есть, да еще какие! Народный ансамбль «Нежность», народный ансамбль «Ангарские зори», детские ансамбли «Романтики» и «Фантазеры», хореографическая студия «Стиль» и театральное объединение. А вот «жить» им приходится на подпольном положении. Добротный клуб, построенный совхозом более полувека назад, сгорел в 2002 году. Вот и приходится творческим натурам репетировать в подвале общежития, любезно предоставленном «кормильцем» деревни «Сосновгео». В этом же подвале расположена библиотека и тренажерный зал. Местные власти долгие годы бьются за то, чтобы у детей появилось новое здание. Проект реконструкции здания обошелся в 1,2 млн рублей, его отдали на госэкспертизу. Если та пройдет нормально, клуб на 210 мест обещают начать строить уже на следующий год.
Проблему обеспечения питьевой водой местные власти решили пока своими силами, оснастив скважину в центре деревни электронасосом и очисткой. А вот капитальный ремонт дороги тощей сельской казне не по карману, к тому же 6 км от подъезда к деревне до храма – областная собственность.
– Мы убедили дирекцию автомобильных дорог Иркутской области, и они проект реконструкции дороги сделали, – объясняет Михаил Кельман. – Теперь надеемся, что капремонт будет проведен в 2019 году, как написано в плане.
На этот же год намечено в деревне строительство нового модульного ФАПа и канализационной насосной станции. Пока откачкой выгребных ям в Усть-Куде занимается все та же «Сосновгеология». Земля под новостройки уже отведена, и вся необходимая документация подготовлена.
Тем не менее люди едут сюда охотно. И тому есть объяснение. Во-первых, деревня расположена в очень удачном месте – две реки, Куда и Ангара, рыбалка, грибы-ягоды. Во-вторых, она находится в стороне от федеральной трассы и в то же время недалеко от областного центра. Жить здесь тихо и спокойно. Люди по большей части в деревне интеллигентные, а дети учатся в прекрасной школе. Когда-то под руководством учителя труда Евгения Андрияновича Астафьева школьники занимались безвирусным выведением картофеля. В специально обустроенных теплицах, говорят, даже вывели столь популярный теперь сорт «андретта». Сегодня школа по-прежнему славится своим сельскохозяйственным участком, а еще технологической оснащенностью. В каждом классе здесь есть интерактивные доски. Школа стала районной стажировочной площадкой для педагогов – интерактивной лабораторией по информационным технологиям. Для детей здесь проводят удивительные квест-игры, всевозможные акции, организуют необычные кружки. Например, недавно появился кружок «Планета света», в котором ребятишки с помощью светодиодных предметов учатся устраивать яркие зрелищные шоу. Старания ребят уже успели оценить по достоинству. В конце февраля они отправятся на международный фестиваль «Кубок света», который состоится в Воронеже.
Побывав в Усть-Куде совсем недолго, мы все же успели понять – деревня удивительная. И пусть она меняется, но люди по-прежнему любят свою родину и гордятся ею.