Реклама на чужом имени
Как в Приангарье борются с сайтами, которые обманывают людей
Главный онколог Иркутской области Виктория Дворниченко неоднократно становилась главным паразитологом страны, урологом или же директором несуществующих институтов. Правда, только в интернете, где ее имя бесцеремонно использовалось в рекламе различных препаратов от паразитов, простатита. Виктория Дворниченко подала заявление в УФАС России по Иркутской области, чтобы служба разобралась в ситуации и нашла мошенников.
«8 из 10 смертей вызваны паразитами», «Реальная причина раковых опухолей и 93% смертельных болезней – паразиты, живущие внутри людей!», «Как спасти свою жизнь!» – примерно такой рекламой и шокирующей статистикой зазывают сайты, нагло использующие в качестве экспертов ведущих врачей России. Жертвой недобросовестных предпринимателей стала и главный онколог Иркутской области Виктория Дворниченко, которая якобы давала интервью как уролог, как паразитолог, как главврач Московской городской больницы или же в качестве руководителя Института медицинской паразитологии и тропической медицины. В конце от ее имени рекомендовался тот или иной препарат. Кроме того, на всех этих рекламных сайтах вверху размещается логотип минздрава России. Видимо, для усиления эффекта воздействия.
В отличие от своих коллег, чьи имена также были использованы в рекламных целях, Виктория Дворниченко в сентябре прошлого года подала заявление в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области. Было проведено расследование. Экспертам удалось прояснить ситуацию с рекламой урологического пластыря, в которой также в качестве эксперта выступала Виктория Дворниченко. Рекламодателем оказалась компания «Медиа Сейл», расположенная в Республике Татарстан. Ей выписан штраф в размере 100 тыс. рублей. Распространял препарат с использованием образа главного онколога региона житель города Томска, который отделался только предупреждением. В настоящее время на рассмотрении УФАС еще четыре заявления от Виктории Дворниченко по факту использования ее имени.
– В ходе разбирательства было установлено около 20 подобных сайтов, – отметил врио руководителя УФАС России по Иркутской области Александр Кулиш. – Как правило, это одностраничные сайты с рекламой противопаразитных препаратов, на которых размещены фактически одинаковые интервью, но от имени разных экспертов. По уверению продавцов данных интернет-ресурсов, их препараты единственно возможные и лучшие средства для спасения человека от различных заболеваний, в том числе неизлечимых. Эти утверждения уже противоречат требованиям закона «О рекламе», согласно которому реклама БАДов и пищевых добавок не должна создавать впечатление того, что они являются лекарственными средствами.
По словам Александра Кулиша, Управление ФАС в ходе расследования вышло на производителя рекламируемых препаратов. Это компания «Сашера-мед», зарегистрированная в Алтайском крае.
– На наш запрос в компании ответили, что указанные препараты они производят, но понятия не имеют, кто их распространяет, – говорит врио руководителя УФАС. – По нашим сведениям, данный товар не является лекарственным. Это пищевой концентрат на основе растительных компонентов. Но мы ничего не можем предъявить компании. Более того, согласно антимонопольному законодательству, даже если факт нарушения будет доказан, мы не можем сразу оштрафовать – сначала предупреждаем.
На прошлой неделе УФАС провело совещание совместно с территориальными управлениями Роскомнадзора и Роспотребнадзора, чтобы сообща бороться с сайтами, которые вводят людей в заблуждение, используя недостоверные данные.
– Это распространенная проблема, в других регионах страны тоже используются имена известных врачей, – продолжил Александр Кулиш. – Мы общались с нашим центральным аппаратом, но пока практики борьбы с распространителями подобных реклам в стране нет.
Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Иркутской области Александр Дроздов заявил, что, согласно законодательству, для закрытия сайта необходимо либо решение самого владельца сайта (что в данной ситуации вряд ли возможно), либо путем обращения к регистраторам доменов, чтобы те по информации надзорного органа заблокировали интернет-ресурс. Если и этого не происходит, то Роскомнадзор обращается в суд.
– Проблема в том, что в данном случае решение суда будет касаться только одного конкретного ресурса, – подчеркнул Александр Дроздов. – Нет уполномоченного органа, который бы оценивал идентичность информации, размещенной на нескольких сайтах и запрещенной к распространению. Но мы можем довольно оперативно закрывать сайты через регистраторов, если нарушаются персональные данные. В таких случаях они сразу же блокируют сайт. Хотя это касается только национальных доменных зон «.ru» и «.рф». Те, кто находится за пределами страны, увы, не в нашей компетенции.
На совещании было решено, что УФАС направит все собранные материалы (порядка 15 сайтов в зоне «.ру») в теруправление Роскомнадзора, которое обратится к регистраторам доменов для блокировки интернет-ресурсов. Как правило, подобные рекламные сайты существуют около одного месяца. По мнению Александра Кулиша, если отработать алгоритм действий, можно будет оперативно реагировать на появление сомнительных интернет-страниц.
– Кроме того, все материалы будут направлены в правоохранительные органы, чтобы они со своей стороны дали оценку наличия преступления в использовании чужого имени в рекламе и вводе в заблуждение населения, – подытожил Александр Кулиш.