В пользу абитуриентов

Приемная кампания 2017 года в Приангарье стартует через несколько месяцев, но подготовка к ней уже идет полным ходом. Школьники готовятся к сдаче единого госэкзамена, до первого февраля им нужно было определиться с предметами по выбору. Какой уровень знаний показывают нынешние выпускники? Какую роль в этом играет школа и семья? Об этом шла речь за круглым столом, который состоялся в редакции «Областной» газеты (ОГ).

В дискуссии приняли участие проректор по учебной работе ИГМУ Андрей Щербатых, ответственный секретарь приемной комиссии ИГМУ Вадим Дульский, декан физического факультета ИГУ Николай Буднев, проректор по учебной работе ИрГАУ Валерий Просвирнин, замначальника отдела министерства образования Иркутской области Виктория Фирстова, консультант отдела министерства образования Приангарья Ирина Лебедева, заместитель директора Института развития образования Иркутской области Яна Безрукова, руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Наталья Краснова, представитель родительского комитета шелеховской школы Елена Жукова.

Смартфон все помнит, а Google все знает

ОГ: Как на протяжении последних лет меняется уровень знаний абитуриентов Приангарья? Говорят, что он снизился. Так ли это на самом деле?

Андрей Щербатых:

– Мы зачисляем абитуриентов с самым высоким баллом ЕГЭ. Однако даже поступившие к нам не могут освоить программу первого курса – качество подготовки выпускников школ оставляет желать лучшего. На кафедрах биологии, химии, физики по итогам первой сессии много должников. Например, на кафедре биологии в среднем из 700 студентов первого курса около 150 человек не могут сдать экзамен. Что мы делаем с ними? Учим дополнительно в течение следующего семестра. Хотя биология никогда не считалась трудным предметом. Бывает так, что студент поступил к нам на бюджетное отделение, но при этом не знает элементарных вещей – формулу воды или спирта.

Валерий Просвирнин:

– К нам, в отличие от медицинского университета, поступают абитуриенты не с самыми лучшими аттестатами. И до введения ЕГЭ, и сегодня примерно 15% студентов первого курса – это будущие отличники, больше половины – учатся удовлетворительно и хорошо, 10% – двоечники.

Николай Буднев:

– Уровень подготовки абитуриентов стал не просто хуже, а сильно хуже. И проблема не только в том, что дети не знают какое-то количество формул. В целом значительно ухудшилась память поступающих, снизилась их способность к логическому мышлению. И тут, конечно, не только ЕГЭ виноват. Например, раньше человек стремился все запомнить, теперь у нас смартфон все помнит, а Google все знает. Потребность в мыслительной деятельности исчезает, ну а то, что не тренируется – умирает. И, конечно, уровень подготовки в школе тоже существенно снизился. И это касается не только физики, а всех предметов. На физическом факультете ИГУ дипломы получают меньше половины набора. Снизилась мотивация студентов к учебе. Раньше абитуриенты приходили к нам самостоятельно, сейчас 95% приходят с родителями. И когда спрашиваешь, кем они хотят быть, где работать, подавляющее большинство отвечает: не знаю. А зачем пришли? Родители сказали. Это массовое иждивенчество.

Яна Безрукова:

– Я категорически не согласна с этим. Я сама школьный и вузовский педагог, мама и бабушка. Есть огромное количество школьников и студентов, которые имеют активную жизненную позицию, занимаются научными исследованиями, волонтерским движением. Но вот вечная проблема отцов и детей существует. Молодежь все рассчитывает – выгоду, баллы, зарплату. Системе образования надо реагировать на ее потребности.

ОГ: Раньше все говорили, что лучшие абитуриенты уезжают в крупные города – Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск. Буквально два года назад представители приемных комиссий иркутских вузов рассказывали, что из-за кризиса теперь родители просто не могут себе позволить отправить ребенка учиться далеко от дома. Поэтому лучшие абитуриенты остаются в регионе. Так ли это?

Николай Буднев:

– Одна из целей введения ЕГЭ состоит в том, чтобы дети из периферии могли учиться в лучших вузах страны. И эта цель достигнута. Но, например, у нас есть лицей ИГУ. Из тех, кто заканчивает там физико-математические классы, до 90% уезжают поступать в Москву. И столицу подавляющее большинство рассматривают как промежуточный этап для отъезда за рубеж. К нам поступают лишь 5% из тех, у кого в сумме больше 250 баллов.

IMG_7654_resize

Что выбирают школьники?

ОГ: Какие предметы по выбору для сдачи ЕГЭ сегодня самые популярные?

Виктория Фирстова:

– Обществознание продолжает лидировать. Выбор детей основывается на том, что многие вузы этот предмет принимают как вступительный экзамен. Второй по популярности является физика. И если сравнивать с прошлым годом, то нынче физику выбирают больше детей. Другой вопрос, насколько качественно они сдадут этот предмет. На третьем и четвертом местах биология и история. Химию выбирают очень мало. Самые непопулярные дисциплины – это география, литература, но они мало в каких вузах идут как вступительные экзамены.

Николай Буднев:

– Реальное количество сдавших физику почти не увеличивается. Поэтому за каждого абитуриента с экзаменом по физике идет буквально бой между иркутскими вузами и профильными факультетами. Я слышал, что зачастую сами учителя отговаривают детей сдавать их предмет, потому что ребенок плохо сдаст, и в результате учителю за это будет минус.

Наталья Краснова:

– Это очевидно. И не случайно с апреля выпускники школ будут писать проверочные работы по физике, химии, биологии, истории, географии. И тогда у нас появится механизм сравнить и проанализировать – к примеру, физику многие написали хорошо, а профильный экзамен не выбрали. Мониторинги проводятся именно с целью изучения качества работы учителя. В нынешнем году школы добровольно в этом участвуют, со следующего будут обязательно.

ОГ: ЕГЭ каждый год меняется, теперь школьники пишут сочинение по литературе. Не вернемся ли мы таким образом к традиционной форме сдачи экзаменов?

Наталья Краснова:

– Мы все говорим о едином образовательном пространстве и хотим добиться того, чтобы дети имели одинаковую возможность обучаться на всей территории РФ. Чтобы пятерка в Иркутске была равна пятерке в Бодайбо или Балаганском районе. Пока этого нет. Как в Советском Союзе поступали? Я хотела быть врачом. Но знала четко, что с моим образованием из провинциального городка не попасть в медицинский университет. Каждый вуз по-своему создавал вступительные испытания. Сейчас этого нет. Экономической пользы от ЕГЭ очень много.

Андрей Щербатых:

– Но у нас не хватает учителей. Некоторые ведут по три предмета сразу – биологию, химию и физику.

Яна Безрукова:

– Учитель может вести несколько предметов, если прошел специализированное обучение, профессиональную переподготовку. В педагогическом институте ИГУ учат педагогов по смежным предметам.

Андрей Щербатых:

– Когда врач приезжает в район и говорит: я могу работать травматологом, хирургом, анестезиологом – это очень плохо.

Яна Безрукова:

– Конечно, чем шире круг обязанностей, тем хуже может быть качество. Но если речь идет о сельской малокомплектной школе, там у учителя, например, пять часов в неделю география. Мы не можем на пять уроков в неделю принять одного педагога. Сегодня реализуется программа «Мобильный учитель» – это когда один преподаватель обслуживает несколько сел. Кстати, с учителями физики у нас все хорошо. Например, в Куйтунском районе один учитель физики работает сразу в четырех деревнях. Муниципалитет нашел возможность оплачивать ему транспортные расходы. В каждой школе у него небольшая нагрузка.

Негативная установка учителей

Елена Жукова:

– Мой ребенок учится в девятом классе, и ему тоже предстоит сдавать ЕГЭ. Меня как мать в первую очередь волнует больше эмоциональная сторона этого вопроса. Наши учителя настраивают детей негативно: вы глупые, ЕГЭ не сдадите. Зачем? Им что, такая установка сверху дана?

Яна Безрукова:

– Конечно, никаких установок нет. Более того, результаты ЕГЭ и ГИА уже три года как не используются для оценки деятельности педагогов. То есть ни одного учителя не накажут, если ребенок не преодолел минимальный порог, и ни одному учителю не будет поощрения, если у него есть стобалльник. Это оценки детей.

Почему учителя настраивают ребят таким образом? Может быть, хотят как-то взбодрить, чтобы дети начали готовиться к экзамену. Ваш вопрос мы обсудим в институте, проведем серию семинаров на курсах повышения квалификации. Я не хочу защищать кого-то, но когда я заканчивала школу, мою маму тоже накручивали на родительских собраниях. Итоговая аттестация – важный этап в жизни любого человека. И педагоги, может, не очень умело, но пытаются активизировать детей, чтобы они отнеслись к ЕГЭ серьезно.

Елена Жукова:

– Согласна, что родители должны с детьми заниматься, проявлять интерес к их обучению. При этом важно наладить адекватное взаимодействие с учителями, чтобы они помогли ребенку определиться с предметом для сдачи экзамена.

ОГ: Как повысить уровень подготовки абитуриентов?

Андрей Щербатых:

– Если говорить про ИГМУ, то мы стараемся выходить в школы. Например, в иркутской школе № 15 у нас действуют профильные классы. Туда набирают ребятишек со всего города, они с удовольствием учатся. Мы также проводим подготовительные 10-месячные курсы по химии, биологии, русскому языку.

Наталья Краснова:

– Хочется, чтобы ребята уже в седьмом – восьмом классах мечтали, куда пойдут работать. А для этого должно быть больше предприятий. Нужна профориентация, экскурсии для школьников по заводам и учреждениям. Так рождается интерес к профессии.

Николай Буднев:

– В первую очередь нужно сделать профессию учителей престижной. Сейчас в пединститут идут самые слабые дети.

Ирина Лебедева:

– Министерство образования Иркутской области разработало проект по развитию кадрового потенциала отрасли. Утверждена дорожная карта по развитию педагогического сообщества. В ней предусмотрены повышение квалификации, конкурсы, меры государственной поддержки и многое другое, чтобы кадры в нашей системе образования были лучшего качества.

Виктория Фирстова:

– Я думаю, необходимо сопоставить требования, которые предъявляют ФГОС к выпускникам школ, и те требования, которые предъявляет вуз к абитуриентам. Нужно сделать, чтобы у нас эти требования стали едиными.

Яна Безрукова:

– Должен работать принцип «не навреди» и «будь максимально полезен для каждого ребенка с любой академической успешностью». Самая главная задача взрослых – создать детям комфортные условия для их профессионального самоопределения.