Кинопремьера: «Патерсон»
Жизнь как праздник
«Патерсон»
США, Германия, Франция, 2016, 118 минут, 18+
Режиссер Джим Джармуш
Патерсон живет в городе Патерсон, Патерсон водит автобус, Патерсон пишет стихи в тетрадку, Патерсона дома ждет красавица-жена, умница и затейница: то пирог испечет, то разрисует занавески в ванной. Патерсон вечером после работы выгуливает своего английского бульдога Марвина и выпивает кружку пива в баре. Потом Патерсон ложится спать, а утром просыпается, идет на работу, пишет стихи… и так каждый день, каждый день…
Ужас-ужас – захочет закричать зритель, заезженный бытом: зачем про такое снимать, зачем такое показывать, нам и так тошно! Но первый порыв гнева пройдет, семь дней из жизни Патерсона промелькнут как один, а два часа экранного времени кончатся неожиданно быстро, и тут же станет жалко, что сказки больше не будет и уходить пора.
Джармуш придумал сюжет «Патерсона» еще 20 лет назад, но осуществить проект смог только в прошлом году. Получилось примерно то же самое, что в «Выживут только любовники», но без вампиров. Патерсона играет Адам Драйвер, ставший знаменитым после выхода фильма «Звездные войны: Пробуждение силы», где он сыграл внука Дарта Вейдера, Кайло Рена. Его жену Лору воплотила на экране Гольшифте Фарахани – звезда фестивального кино, иранская актриса, живущая во Франции. Но не менее важная роль досталась бульдожке Нелли, настолько убедительно сыгравшей Марвина, что жюри каннского фестиваля наградило ее специальной «Золотой пальмой». Увы, Нелли не смогла получить свой приз, за две недели до фестиваля она умерла.
От «Патерсона» постоянно ждешь неприятностей, подвоха, потому что не может же быть все настолько хорошо. Нудная, тяжелая работа водителя. Еще и жена дома должна пилить: мало получаешь, на меня внимания не обращаешь, а я целый день сижу, тебя жду, творю, выдумываю, пробую. А нет, не пилит, наоборот, встречает с улыбкой, кормит ужином.
Или вот жене захотелось купить гитару, чтобы предаться очередному хобби, а денег нет. Обычные супруги обязательно бы поссорились, муж начал бы орать – иди и заработай на семиструнную, а жена бы разбила тарелку. А эти нет, не ссорятся, наскребают 500 долларов. Тут в нормальной драме у Лоры не должно оказаться ни слуха, ни голоса, то есть деньги коту под хвост, но нет, она поет и играет вполне профессионально.
Когда Петерсон привязывает Марвина возле бара вечером, сердце просто кровью обливается – по всем законам жанра собаку должны украсть, район неспокойный, кругом гопники, а собака дорогая. Но нет, Марвина никто не крадет.
Ладно, Патерсон должен кого-то сбить, задавить, попасть в какую-нибудь аварию… Но нет, с ним и его автобусом все отлично, только однажды отказывает электрооборудование. А может, стихи у него дрянные, и он бездарь и графоман? Нет, стихи прекрасные.
Удивительное, жизнеутверждающее кино, просто глоток какого-то неразбавленного счастья. Можно всю жизнь водить автобус и не тяготиться тяжестью и однообразием работы. Можно всю жизнь писать стихи и даже не думать их опубликовать. Можно стонать от быта, который заел, а можно не обращать на это внимание и делать из жизни праздник каждый день.