Кинопремьера: «Джеки»
Первая леди без первого джентльмена
«Джеки» (Jackie), 18+
США, Чили, Франция, 2016
Режиссер Пабло Ларраин
Ноябрь 1963 года, через неделю после убийства 35-го американского президента Джона Кеннеди. В резиденцию его вдовы Жаклин (Натали Портман) приезжает корреспондент журнала «Лайф». Мрачная «Джеки» (так прозвали первую леди обожавшие ее американцы) сообщает ему кое-что о годах своей супружеской жизни, но главное – рассказывает с максимумом подробностей о страшной дате 22.11.63 и нескольких не менее мучительных днях, которые за ней последовали. Опубликованное вскоре интервью становится сенсацией.
Основная часть действия этого фильма тоже укладывается всего в три дня – между выстрелами в Далласе и похоронами мужа Джеки. Несмотря на тему, по сей день будоражащую умы миллионов, в картине хорошего чилийского режиссера Пабло Ларраина нет ни монументальности, ни остросюжетности. «Джеки» – это самая настоящая камерная драма. Сверх того – монодрама. Повествование сосредоточено на отважной в своей сдержанности женщине, с самого начала фильма пребывающей в отчаянном горе и паническом одиночестве. Да, вокруг нее постоянно масса людей, но все они выглядят ничего не значащими статистами в обстоятельствах постигшей Жаклин трагедии.
Ясно, что на подобную роль требовалась очень известная актриса, и, разумеется, она обязательно должна была обладать большой одаренностью, а не просто звездным статусом. Хоть отчасти неверный выбор погубил бы всю конструкцию «Джеки», какой бы выверенной она ни была. А конструкция, к слову, очень выверенная – и в сценарном, и в режиссерском отношении.
Пабло Ларраин нашел идеальную для данной картины артистку – 35-летнюю Натали Портман. Она соответствовала всем требованиям – необычайно киногеничная суперзвезда и при этом отменная актриса, чья палитра дарования впечатляюще широка. Главных ролей в ее карьере было много, но «Джеки» – чуть ли не первый фильм, где Натали присутствует на экране настолько долго (то есть практически не выходит из кадра на протяжении всей картины). Вот здесь-то и обнаружилось, как нигде ранее, до чего все-таки она превосходно, великолепно, бесподобно играет. Когда камера беспрерывно концентрируется на единственном актерском лице, а в зрителе при этом вовсе не затухает внимание и напряженность, это и есть самый настоящий великий лицедейский талант.
Словом, Жаклин Кеннеди – это явно самый сильный образ из всех, которые на сегодняшний день создала Портман. До сего дня лучшими ее фильмами считались «Леон» Люка Бессона (где Портман всего только 13 лет!) и «Черный лебедь» Даррена Аронофски, за который актриса получила пока что единственный свой «Оскар».
За «Джеки» Натали снова номинировали на знаменитую золотую статуэтку. Учитывая, что видный американский кинематографист Аронофски на этот раз выступил продюсером картины, можно посоветовать мисс Портман сотрудничать с ним и дальше. Возможно, тогда выдвигать столь талантливую звезду на значимые награды будут каждый год, а не раз в пять лет, как это было до сих пор.
Никак нельзя не отметить в связи с «Джеки» и еще одну молодую женщину – 29-летнюю англичанку Мику Леви, написавшую музыку к фильму Ларраина. Искушенные меломаны давно уже оценили группу Micachu, возглавляемую этой Микой и играющую изобретательный авангардный поп-рок. А в 2013 году Леви дебютировала как кинокомпозитор, записав восхитительный саундтрек к фантастическому триллеру «Побудь в моей шкуре». «Джеки» – лишь второй опыт Мики Леви в этом жанре, но за него она тоже удостоилась номинации на «Оскар». И такой «феминизм» со стороны киноакадемиков можно только приветствовать!