От Якова Похабова до наших дней
Об истории иркутского казачества рассказывает краеведческий музей
Узнать всю историю иркутского казачества от Якова Похабова до наших дней и даже примерить одежду представителей этой уникальной этносоциальной группы можно в отделе «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея. Здесь открылась интерактивная выставка «Часовые Прибайкалья», на которой представлено более 500 экспонатов из коллекции атамана Харлампиевской станицы Андрея Копылова. Он более шести лет собирал материал по этой теме, в результате в экспозиции можно увидеть редкие фотографии иркутских казаков, уникальные иконы, обмундирование, предметы быта. Выставку дополнили кольчуга и оружие казаков-первопроходцев из фондов музея.
– Если бы не было казаков, то не было бы и нашего города, ведь именно они по велению государя шли на восток и присоединяли к России сибирские земли, – отметил на открытии выставки начальник управления губернатора и правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе Геннадий Терехов. – Влияние казачества на историю развития нашего государства трудно переоценить, поэтому я считаю, что у выставки очень большой потенциал не только с познавательной точки зрения, но и в плане развития патриотизма, ведь этому сословию присущи такие качества, как мужество, верность родине и служение государству. Знаменательно, что выставка открывается в преддверии 100-летия Иркутского казачьего войска.
Интересно, что Иркутское казачье войско было официально узаконено лишь 8 декабря 1918 года решением Совета Министров Российского правительства адмирала Александра Колчака, на стороне которого они выступили. Но казаки были в Иркутске всегда, он обязан им и своим существованием. Отряд во главе с Яковом Похабовым в 1661 году поставил острог на правом берегу Ангары, недалеко от устья Иркута. Кстати, именно эта историческая личность побудила Андрея Копылова заняться популяризацией истории иркутского казачества.
– Возле памятника Якову Похабову я часто слышал: «Приходи, я возле мужика с ружьем», или «Я около Ермака», и понял, что иркутяне не задумываются, кому установлен этот памятник, какова роль казачества в освоении нашего края, поэтому необходимо восстановить историческую справедливость, – рассказал он. – И когда я осознал, что у людей, видимо, есть информационный голод по этой теме, то задумался о создании постоянной экспозиции. Сначала мы арендовали помещение в частном доме на улице Седова, а потом предложили сотрудничество Иркутскому краеведческому музею.
Первый раздел выставки посвящен временам Якова Похабова, когда казаки пришли с Енисейска Красноярской губернии через Верхоленск. Здесь можно увидеть под стеклом кольчугу того времени, пику, пистоль и нагайку, а также макет пушки.
– Некоторым предметам в экспозиции 200–300 лет, другие выполнены в наши дни по историческим снимкам и описаниям, так как у меня нет задачи собирать только исторические предметы, ведь цель проекта – просветительская, – пояснил Андрей Копылов. – Одни раритеты я купил на свои деньги, другие подарены специально для экспозиции. Например, кольчуга Якова Похабова, или шашка образца 1881 года, которые представлены на манекене. Несколько лет назад ее изготовили в Москве, проставили все штампы и герб Российской империи. Теперь она висит на поясе урядника. Кстати, манекены, облаченные в одежду казаков разных исторических периодов, тоже уникальные. Специально для выставки лица им расписывала художник музыкального театра Алина Шапошникова.
На выставке можно увидеть редкие снимки иркутских казаков XIX века, на одном из них они охраняют заключенных, на другом – только что получили награду в честь 300-летия дома Романовых. В это время в Сибири было семь городовых казачьих полков, в том числе и иркутский. Он исполнял охранные функции, сопровождал заключенных, следил за общественным порядком на улицах, железной дороге и на других важнейших стратегических объектах. Иркутские казаки носили мундиры темно-зеленого сукна, а лампасы и околыши фуражки у них были желтого цвета. Это можно увидеть на одном из манекенов. А на другом – копия черкески и обмундирования полного георгиевского кавалера есаула Георгия Скуратова. До гражданской войны он служил на Кавказе и командовал терскими казаками, а потом, уже будучи в армии Александра Колчака, с группой казаков отправился в Тункинскую долину и участвовал в разгроме Нестора Каландаришвили. В экспозиции также можно увидеть различные виды шашек, нагайки и казачье седло.
– Оно принципиально отличается от других видов седел и позволяет джигитовать, ведь казаки были отличными наездниками, они могли спрятаться за коня и ответить на скаку на огонь противника, – рассказал Андрей Копылов. – На выставке вы также можете увидеть снимки, показывающие элементы особого наказания – провинившихся пороли нагайкой. Считалось, что это единственная возможная кара за проступок. После такого урока казак поднимался и говорил: «Спасибо, братцы, за науку – буду об этом помнить». С того момента он считался прощенным, и провинность ему никто больше не припоминал.
В экспозиции под стеклом также представлены кинжал кавказского образца, клинок казачьей шашки, найденный в селе Тунка, обломок офицерской шашки, бебут, патроны от винтовки Мосина, а также копии и оригиналы наград, которые вручались иркутским казакам: Георгиевские кресты всех степеней, медаль за поход в Китай, Русско-японскую войну и в память о Крымской войне.
– С 1911 года иркутские казаки служили с 20 до 23 лет, а до 30 лет находились на льготе, обычно в этот период они заводили семью, однако некоторые женились раньше, и на выставке мы можем увидеть, как был устроен казачий быт, – отметил Андрей Копылов. – На манекенах, которые представляют казака, казачку и ребятишек, можно увидеть, как они одевались. Здесь же элемент казачьей избы и красный угол с иконами, под которыми хозяин дома встречал гостей. А вот казачий кнут, с ним пасли коров и коней, но при необходимости его можно было использовать как оружие.
В этой же композиции и рядом в витрине можно увидеть типичные предметы быта того времени: самовар, глиняную посуду, сеть, веретено, ступку, утюг, хомут, элементы украшения конской упряжи, швейную машинку, сундуки и многое другое. Здесь же представлены старинные иконы и фотографии, посвященные периоду расказачивания.
– Вот фото атамана Шубина, который возглавлял казаков в Тункинской долине, – рассказал Андрей Копылов. – Его долго не могли поймать, так как он был очень уважаем людьми всех сословий, и никто не хотел его сдавать. Тогда решили схитрить и взяли в плен его жену и односельчан. У атамана не оставалось выбора, и он сдался. Расстреляли всех. Это был период, когда казаком называться было нельзя, и страх до сих пор остался среди пожилых людей.
Есть на выставке раздел, посвященный Великой Отечественной войне и новейшей истории казачества. Его возрождение началось в Иркутске в 1990-х годах.
– У истоков возрождения Иркутского казачьего войска стоял Николай Меринов, тогда было создано Русское патриотическое казачье общество, атаманом которого он стал, – пояснил Андрей Копылов. – На протяжении 20 лет он был атаманом Иркутского союза казаков. На выставке мы можем видеть его мундир, шинель и волчью папаху, которую предоставил нам сын.
Целая витрина на выставке посвящена участию казаков в военном конфликте в Приднестровье в 1992 году, когда иркутские казаки во главе с Германом Медведевым поехали защищать республику от румынского вторжения. Часть материалов в экспозиции рассказывает об иркутских казаках сегодня.
Выставка будет работать до конца марта.