Старинное кружево
Шелеховская мастерица возродила древнее ирландское рукоделие
Шелеховчанка Татьяна Грехнева вернула к жизни забытое древнее рукоделие – уникальное ирландское кружево. Сегодня она не просто готовит штучные вещи, которым нет цены, но и учит этому других.
Узоры из цветов и листьев – ирландское кружево процветало в мире до конца XIX века. Оно получило международное признание из-за тонкости рукоделия и сложного самобытного рисунка. Этот уникальный стиль плетения, как правило, построен в двух-трех слоях, отчего имеет трехмерный эффект.
Кружево ручной работы стало неконкурентоспособным на рынке, когда в мире появилось машинное кружево. Оно стоило намного дешевле, а по тонкости превосходило труд ирландских мастериц.
Жительница Шелехова Татьяна Грехнева с ручным творчеством знакома с детства – мама Надежда Васильевна прекрасно вышивала гладью, в технике ришелье, вязала раритетные скатерти, накомодные салфетки. Рукодельничали хозяйки тех времен все больше от бедности, чтобы скрасить нехитрый семейный быт яркими полотенцами, кроватными подзорами.
Маленькая Таня отчаянно хотела сама научиться вязать, неважно, крючком или спицами. Особую роль в ее жизни сыграла… обыкновенная вязаная шапка. Татьяна и не помнит, когда она появилась в семье, – ядовито-розовая, страшненькая… Но она была выполнена в непонятной для девочки технике.
– Увидев эту шапку, я просто сошла с ума. Мне хотелось понять: как это сделано? – вспоминает Татьяна Грехнева.
И тогда коллега мамы по имени Серафима показала девочке самую простую вязку – английскую резинку – две лицевых, две изнаночных петли…
С тех пор Татьяна «заболела» вязанием. Вязала тоже не от достатка – в магазинах тех лет почти не было хороших вещей, а хотелось модно и красиво одеваться. Вязала на себя, обвязывала детей. Охотилась в магазинах за редкими по тем временам журналами на вязальные темы.
Иногда хорошие вещи получались буквально из мусора. Однажды (это было в 1980 году) Татьяна заприметила на свалке большую кучу ветоши, сделанной из шерсти. Выброшенной ветошью водители, вероятно, протирали стекла автомобилей. Татьяна забрала ее домой, отстирала, рассортировала и связала себе прекрасное пальто зеленого цвета с подкладом. Знакомые модницы умирали от зависти.
Потом шелеховчанка научилась самостоятельно прясть шерсть, муж изготовил домашнюю прялку. Так из нехитрого сырья получались удивительно теплые и красивые вещи.
А несколько лет назад Татьяна открыла для себя изрядно забытое старинное мастерство плетения ирландских кружев.
– Существует несколько традиционных ирландских видов кружева, – рассказывает она. – Различаются они, в первую очередь, технологией изготовления: некоторые создаются с помощью иглы и тонкой ткани – муслина, другие – крючком из льняной, шелковой и хлопковой пряжи. Сейчас идет возрождение крючка.
Мастерица объясняет премудрости старинной техники – сперва она вяжет элементы кружев, потом сеткой соединяет их. Так под ее рукой рождаются декор, жакеты, скатерти.
Работа это трудоемкая по времени. Один жакет можно вязать четыре месяца. Скатерть делает год. Цены таким вещам просто нет, поэтому Татьяна никогда не работает на заказ.
Ни чертежей, ни лекал у нее нет. Рисовать не умеет и все свои задумки берет из головы. Элементы кружев, узоры, которые она придумывает, переносит сразу на ткань, без предварительного эскиза. Может сделать несколько набросков, отбраковывает не понравившиеся. Это, конечно, сложно, проще нарисовать задуманное на листе.
Татьяна Грехнева предпочитает растительные мотивы, которые ей подсказывает то наклоненная ветка сирени, то садовая роза, то раскрывшиеся утром нежные цветы анютины глазки. Никогда не вяжет геометрические фигуры или крупные элементы кружев. Чем меньше рисунок кружев, тем ажурнее полотно.
Иногда свои будущие работы она видит во сне. Так ей приснилась скатерть «Виноградная гроздь». Проснулась ночью и тут же села вывязывать элементы декора. Муж сделал для нее сотни мелких колечек из проволоки, и каждое она старательно обвязала, соединив в виноградную кисть. Так родился бесценный шедевр.
Одновременно Грехнева работает над тремя-четырьмя вещами сразу.
– Если работать над одной вещью, происходит эмоциональное выгорание, поэтому переключаю внимание с одной работы на другую. При плетении кружев использую хлопковые нитки с люрексом, потому что хлопок держит форму. Для вязания сеточки, которая соединяет всю конструкцию, беру вискозу и авиационный шелк, – говорит Татьяна Ивановна. – Можно учиться «ирландке» и с нуля, но лучше, если крючком уже умеешь работать. Начинать можно с простых вещей – воротников, салфеток…
Шелеховчанка преподает технику плетения ирландских кружев в Ассоциации мастеров народного искусства. Первый ее выпуск кружевниц состоялся в 2014 году. Почти все они до сих пор вяжут, не бросают любимое занятие. Но кто-то бросает «ирландку» – очень уж много времени отнимает эта техника.
Сама мастерица работает по восемь-девять часов в день. Понятно, что и руки болят, и шея, и зрение уже не то. Но страсть к рукоделию сильнее… Она работает всегда, даже когда подступает «кризис». Но и тогда Татьяна Ивановна берет в руки крючок, который излечивает от тяжелых и неприятных мыслей.
Люди творческие – такие ранимые… Прошлым летом на выставке в этнографическом музее «Тальцы» работу Грехневой жюри легкомысленно не заметило.
– Буквально сказали: «Не авторская работа». А она эту скатерть год вязала, – возмущается руководитель творческого клуба «Очаг» Нина Антипина. – Нельзя так с рукодельницами поступать, надо всех ценить по достоинству…
Обида давно прошла, зато осталось творчество. И много планов, и задумок на будущее…